ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства обороны, президент России Владимир Путин в очередной раз призвал к наращиванию военных усилий в Арктике. Кого Кремль собирается побеждать за полярным кругом, - задаётся вопросом Радио Свобода.  

"...Особое внимание прошу уделить развёртыванию инфраструктуры и воинских частей на арктическом направлении... Россия всё активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов". Путин поблагодарил "личный состав и специалистов, которые в текущем году... восстанавливали нашу военную базу на Новосибирских островах, имеющих ключевое значение для контроля над ситуацией во всём Арктическом регионе. ...Уже начато восстановление северных аэродромов, а также аэродромов в Арктической зоне". Министр обороны Сергей Шойгу сообщил о том, что в 2014 году на территории Арктики будет создана группировка войск.

Но с кем Россия собирается воевать в Арктике? Какие там сосредоточены российские национальные интересы, которые требуется защищать военной силой? Дело в том, что в России существует своего рода арктический миф, ставший частью её внешнеполитической доктрины. Глобальное потепление, считают в Москве, приведёт к радикальному сокращению ледового покрова Северного Ледовитого океана. В результате станут возможными освоение запасов углеводородов, как предполагается – огромных, находящихся под дном этого океана, крупномасштабные морские перевозки и стратегические военно-морские операции в арктических акваториях. Значит, в обозримой перспективе Арктика превратится в арену ожесточённой борьбы за ресурсы, грозящей вооружёнными столкновениями. Соответственно, Россия должна закрепить в качестве своей исключительной экономической зоны примерно 1,2 млн кв. километров; превратить Северный морской путь в мощный транспортный коридор между Европой и АТР; готовиться к военным действиям на севере.

Вряд ли такие представления соответствуют реальности. Изменения климата происходят на протяжении всей истории нашей планеты. Широко известна теория, что глобальное потепление вызвано накоплением в атмосфере парниковых газов и остановить его в обозримое время невозможно. В российском истеблишменте преобладает мнение, что глобальное потепление благоприятствует реализации стратегических интересов страны в Арктике. При этом, правда, игнорируется тот факт, что это потепление приведёт к таянию вечной мерзлоты и, следовательно, к разрушению части нынешней портовой, транспортной и нефтегазовой инфраструктуры на Севере.

Но это – лишь одна из многих гипотез. Большинство других теорий предполагают, что изменения климата цикличны. Хотя в 2007 году ледовый покров в Арктике в летние месяцы сократился до минимума, отмечают, например, специалисты Арктического и антарктического НИИ, уже началось медленное понижение температуры в арктической зоне. Отмечены крупные положительные аномалии ледового режима в Баренцевом и Карском морях. Предполагается, что похолодание, аналогичное имевшему место в 1940-50-х годах, продлится до середины 2030-40-х годов, а затем ожидается очередное потепление.

О полезных ископаемых, находящихся в сухопутной части Арктики, известно довольно много. А вот о том, что находится под морским дном, известно очень мало. В России обычно ссылаются на оценки российского Министерства природных ресурсов, по которым ресурсы углеводородов на шельфах Баренцева и Карского морей составляют около 13,5 млрд тонн нефти и 73 трлн куб. метров газа. Но, судя по всему, российские оценки ресурсов северного шельфа значительно преувеличены. Согласно Геологической службе США, недоказанные ресурсы нефти на российском арктическом шельфе в два с лишним раза меньше, чем считают в России. Но самое главное – и российские, и американские оценки относятся к прогнозным, то есть гипотетическим ресурсам, не подтверждённым бурением и сейсморазведкой, а доказанные запасы углеводородов на арктическом континентальном шельфе на порядок меньше.

Некоторые казавшиеся привлекательными проекты добычи углеводородов в арктической зоне провалились, например Штокмановский проект. Для освоения этого месторождения требовались огромные затраты. Высокая себестоимость делала штокмановский газ неконкурентоспособным на европейском рынке. А растущая добыча сланцевого газа в США сделала бессмысленным его экспорт в Северную Америку. В итоге признано, что разработка Штокмана бесперспективна. Иностранные партнёры покинули проект. Климатические условия в Арктике крайне тяжелы, а инфраструктура, необходимая для добычи и транспортировки, неразвита. Низка инвестиционная привлекаемость северных морских проектов. Себестоимость добычи нефти в среднем по России составляет 22 доллара за баррель, а на Приразломном месторождении – приближается к 30 долларам. Себестоимость добычи углеводородов на арктическом шельфе России почти на порядок выше, чем в Западной Сибири.

Пока начата эксплуатация только одного морского месторождения – Приразломного, находящегося на шельфе Печорского моря. Предполагаемая годовая добыча на нём – около 6 млн тонн нефти. Это совсем немного. Наконец, главное внимание в России в ближайшие годы будет уделяться освоению сухопутных газовых месторождений Ямала, что снижает заинтересованность в разработке морских месторождений. А сохранение нынешних тенденций на мировом газовом рынке приводит к сокращению спроса на российский газ.

Может быть, в Кремле озабочены защитой транспортных коммуникаций, проходящих по арктическим морям? На первый взгляд, перспектива превращения Северного морского пути в крупный транспортный коридор, ведущий из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, реальна. Его использование теоретически позволит сократить стоимость перевозок примерно на 40% по сравнению с путями, проходящими через Индийский океан или вокруг Африки. Заинтересован в северном маршруте Китай. По оценкам ООН, ожидаемый транзитный грузопоток по Северному морскому пути – 7-8 млн тонн в год. Это – менее 1% общего морского грузооборота между Европой и ведущими странами АТР, достигающего, заметим, без наливных и насыпных грузов, 900 млн тонн ежегодно. Кроме того, развитие северного транзитного судоходства блокируется несколькими проблемами. Например, эта трасса проходит через проливы Вилькицкого, Санникова и другие глубиной около 17 метров, что ограничивает тоннаж судов и существенно удорожает перевозки.

Имеющийся сегодня в России ледокольный флот способен обеспечить перевозку по Северному морскому пути в летнюю навигацию не более 3 млн тонн. Ресурс мощных российских ледоколов будет окончательно исчерпан в ближайшие 3-4 года. Иностранные транспортные компании не могут не замечать, что по российскому законодательству плавание в акватории Северного морского пути регулируется, помимо всего прочего, российскими федеральными законами и иными нормативными актами. В частности, на проход по этой трассе требуется разрешение российских властей. Иными словами, морские пространства, по которым проходят эти трассы, де факто объявлены территориальными водами России, хотя в значительной мере они проходит вне их пределов, в том числе, в зависимости от ледовой обстановки по районам открытого моря.

Непонятно, к каким войнам в Арктике готовится Россия, поэтому это вызывает международные подозрения. Между Россией и другими арктическими государствами нет территориальных противоречий, которые могли бы вылиться в вооружённые столкновения. Проведено разграничение морских пространств с Норвегией и США, нет спорных месторождений нефти и газа, на которые наряду с Россией претендовали бы другие страны. Перспективы освоения новых месторождений и создания транспортной магистрали по Северному морскому пути практически равны нулю. Иными словами, войны за ресурсы и контроль над транспортными коммуникациями в Арктике, призрак которых преследует российских генералов и политиков, бессмысленны, поскольку просто нет предмета для противостояния.

Следующую ВОЕННУЮ СВОДКУ читайте завтра, 16 декабря в 9.00.

Читайте также:

ВОЕННАЯ СВОДКА на 12:00: боевики в Ираке расстреляли 18 рабочих

СВОДКА НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ: издадут редкие записи The Beatles

НОВИНКИ ТЕХНОЛОГИЙ: новое приложение научит программированию за час

ФИНАНСОВАЯ СВОДКА: вкладчикам закрытых банков выплатят 51 млрд руб.