ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Правительство России в понедельник, 23 сентября окончательно утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) по повышению безопасности на дорогах на ближайшие семь лет. Изначально на неё планировалось потратить 99 миллиардов рублей, однако, в итоге на реализацию ФЦП выделили в три раза меньше – всего 32,4 миллиарда рублей.

Самое примечательное, разработчики федеральной программы при этом подчёркивают: сокращение финансирования не сделало программу хуже. Эксперты, в свою очередь, называют решение правительства ошибочным.

Концепция ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения" была утверждена кабинетом министров ещё осенью прошлого года. Но тогда предполагалось, что на неё будет потрачено 99 миллиардов рублей. Окончательное утверждение программы должно было состояться в апреле, но тогда эксперты нашли в ней недоработки, после чего принятие отложили на неопределённый срок. Итоговый вариант, утверждённый 23 сентября, предполагает выделение финансирования в размере 32,4 млрд рублей. И это, несмотря на катастрофическую ситуацию с безопасностью на дорогах страны. Для примера, на аналогичную программу, которая действовала с 2006 по 2012 годы, было выделено в полтора раза больше.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе заседания Кабмина, на котором была утверждена программа, подчеркнул, что тема дорожной безопасности "для нашей страны весьма злободневная, сохраняет высокий общественный резонанс и касается каждого гражданина".

"Уровень травматизма и уровень смертности на наших дорогах по сравнению с развитыми странами мира остаётся недопустимо высоким. И, если говорить прямо, буквально в разы - в 5-8 раз - превышает такие же показатели за рубежом", - отметил премьер.

В свою очередь, глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что главной целью федеральной программы является снижение числа погибших на дорогах страны. В 2012 году в ДТП погибли 28 тысяч человек. Правительство надеется, что к 2016 году число жертв дорожных аварий снизится на 5,3%, а к 2020 году - на 28,8%. При этом никто из членов правительства не озвучил причины, по которым финансирование ФЦП было урезано в три раза.

Гендиректор ФЦП ГИБДД Андрей Погребняк успокаивает, что ничего катастрофического в сокращении финансирования нет.

"Более того, она подразумевает возможность увеличения финансирования после 2016 года. Так что ничего страшного не произошло, ведь успех ФЦП определяется не объёмом финансирования, а качеством исполнения", - отмечает он.

По его словам, частично сокращение расходов на ФЦП связано с изменением кардинальных подходов к её реализации. В новом варианте программы основной упор будет делаться на пропаганду и профилактику ДТП, а в первоначальном варианте программа предусматривала большие капитальные вложения в дорожную инфраструктуру, в том числе надземные пешеходные переходы. Перенос акцента программы на более эффективные меры связан с тем, что власти хотят получить эффект от её реализации как можно скорее.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессор Михаил Блинкин участвовал на заседании правительства в качестве эксперта и изучил обновлённую версию ФЦП. По его словам, расходы были урезаны в основном за счёт капитальных затрат на закупку оборудования, строительство инфраструктуры.

"Например, это дорогостоящие комплексы фото- и видеофиксации, другие капиталоёмкие вещи", - отметил эксперт.

Блинкин назвал серьёзным недостатком программы игнорирование вопроса о неравенстве прав и ответственности ряда категорий водителей. В качестве примера он привёл слова его коллеги из Германии, который заявил, что канцлер ФРГ Ангела Меркель на дороге имеет меньше прав, чем в России второй помощник прокурора района.

"Вот эту проблему надо решать, с этого всё начинается. Когда здесь начнутся шаги, тогда и безопасность на дорогах повысится", - считает эксперт. Он также отметил, что ему дали понять: данный вопрос может быть решён только на политическом уровне, а не в рамках реализации ФЦП.

Тем не менее, эксперт считает решение данного вопроса важнейшей составляющей снижения аварийности на дорогах, поскольку стандарты поведения в стране задаёт элита общества.

"А если кому-то можно нарушать, то можно и всем остальным", - подчёркивает эксперт.

Ошибочным сокращение финансирования ФЦП назвал лидер партии "Автомобильная Россия" Вячеслав Лысаков.

"Где-то можно затянуть пояс, но не в вопросах дорожной безопасности, где потери, прямые и косвенные, исчисляются процентами от ВВП", - считает он.

Несмотря на критику ФЦП экспертами, похоже, что именно по этому варианту программы вплоть до 2020 года власти и будут пытаться повысить безопасность на российских дорогах.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Путин о выборах-2018, "болотном деле" и молдавском вине

Авиадебоши могут приравнять к терроризму

Эвакуация по-московски: от 3 до 47 тысяч