ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Правительство внесло поправки в правила дорожного движения, которые призваны учесть всё возрастающее количество велосипедистов и водителей мопедов на дорогах страны. Достаточно ли этого для обеспечения безопасности движения? 

Вчера, 30 марта 2014 г., на официальном сайте правительства России было опубликовано постановление от 22 марта 2014 г. №221 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации". Проект постановления, направленный на упорядочение движения велосипедных транспортных средств, снижение уровня загрузки автомобильных дорог, а также на повышение безопасности движения пешеходов и велосипедистов, был подготовлен Министерством транспорта России для исполнения обязательств страны перед ООН, касающихся выполнения положений Венской конвенции о дорожном движении.

Прежде всего, постановлением уточняются определения целого ряда терминов: "Велосипед", "Мопед", "Механическое транспортное средство", "Тротуар" и др. Так, с точки зрения чиновников "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет. по крайней мере, два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч". Таким образом, из числа транспортных средств в РФ исключены одноколёсные велосипеды ("моноциклы"). Кроме того, вводится ряд новых терминов "Велосипедная дорожка", "Полоса для велосипедистов", "Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)", "Пешеходная дорожка", "Пешеходная зона". Все они описывают зоны, которые обозначаются специальными знаками и горизонтальной разметкой. В частности, новые знаки вводятся для обозначения велопешеходных дорожек с совмещённым и раздельным движением, их окончания, а также знаки для обозначения дороги, по которой движение велосипедистов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств, для обеспечения возможности осуществления движения на велосипедах в обе стороны на дорогах с односторонним движением.

Основными новшествами в связи с введением новых терминов и знаков являются следующие:

  1. Уточняется обязанность водителей при проезде перекрёстков и повороте направо или налево уступить дорогу велосипедистам, пересекающим её по велосипедной дорожке";
  2. Изменяется значение знака 1.24 "Пересечение с велосипедной дорожкой";
  3. Корректируется значение знака 3.20 "Обгон запрещён", разрешающее на участке действия данного знака обгон не только мопедов и двухколёсных мотоциклов без коляски, но и велосипедов.

И, наконец, постановление обязывает водителей мопедов предоставлять сотрудникам госавтоинспекции МВД России водительские удостоверения в соответствии с принятым решением о необходимости наличия таких документов (Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 года №92-ФЗ).

В справке к постановлению, опубликованной на сайте правительства, чиновники весьма оптимистично оценивают последствия своего нормотворчества: "Внесённые изменения в ПДД сделают возможным более эффективное использование проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров, приведут к уменьшению спорных ситуаций в дорожном движении и увеличению безопасности его наименее защищённых участников, будут способствовать выработке рационального транспортного поведения всех участников дорожного движения, начиная с раннего возраста и сделают города более удобными для жизни".

Между тем, эксперты более пессимистичны в данном вопросе. Они указывают на плохое развитие велосипедной инфраструктуры в России, которую невозможно кардинально улучшить принятием даже самого прекрасного постановления. Так, урбанист В.Габриаков отмечает: "…велосипедный транспорт не может использоваться, пока велосипедисту не будет обеспечена полная безопасность. У меня вызывает опасение новая московская лихорадка с установкой велопаркингов при отсутствии в городе действующих велосипедных маршрутов. Выходит, что власти неосознанно провоцируют людей рисковать жизнью, добираясь на велосипеде до того места, где они могут проехаться по оборудованной дорожке".

К сожалению, объём средств, выделяемых правительством на строительство и реконструкцию дорог, весьма скромен. В текущем году это 141,9 млрд руб. На них, как сообщила 17 марта сего года пресс-служба Федерального дорожного агентства, ведомство построит и реконструирует 534,2 км (84 участка) федеральных автомобильных дорог. "В 2014 году максимум ресурсов на себя заберут 81,9 км дороги М-56 "Лена", 48 км М-5 "Урал", 44,7 км дороги М-7 "Волга" и 57,8 км дороги М-60 "Уссури", - прокомментировали приоритеты программы в Росавтодоре.

В таких условиях ожидать кардинального улучшения велосипедной инфраструктуры в стране не приходится. Может быть, чиновникам стоит взяться за разработку и реализацию в масштабах всей страны проекта, сравнимого по размаху с сочинской Олимпиадой? Думается, что такой подход, результаты реализации которого были бы очевидны для большинства граждан, а не только для гостей и жителей отдельно взятого субъекта федерации, будет поддержан большинством россиян.       

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Автолюбители теперь обязаны уступать дорогу велосипедистам

Российские водители начнут получать права нового образца с 1 апреля

В "Неделю без автомобиля" в Москве зафиксированы самые большие пробки