ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  С 31 марта по 28 июня в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (Москва, Волхонка, 14) будет проходить выставка венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900). Подобную выставку ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет впервые.

В экспозиции будут показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи.

Михай МУНКАЧИ (1844–1900) - видный представитель европейской живописи XIX века, создавший более 600 произведений; его работы были высоко оценены как коллекционерами, так и критиками. В творчестве художника нашли отражение разные направления и жанры: он изображал жизнь венгерских крестьян в реалистической манере, писал салонные сцены, пейзажи.

Выставка "Вокруг Мункачи" размещена в шести залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция даёт зрителю возможность познакомиться со всеми направлениями творчества венгерского мастера, проследить взаимосвязь художественных школ в европейском и русском искусстве второй половины XIX века.

В первом зале представлен "Эскиз росписи потолка" (1886-1890), выполненный художником для венского Музея истории искусств. Масштабная композиция - одно из значительных монументальных произведений XIX века. Здесь также можно увидеть "Автопортрет", написанный художником в 1881 году.

Второй зал познакомит зрителей с социальной проблематикой в творчестве Мункачи. К этой теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. Знакомство с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе сыграло важную роль в становлении художника, в формировании его интереса к жизни народа. На выставке представлены работы этого периода: "Пьяница-муж" (1872), "Деревенский герой" (1874), а также картина "Женщина, несущая хворост" (1873), которую зритель сможет сравнить с "Собирательницами хвороста" (начало 1850-х) Жана-Франсуа Милле из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В 1868 году Мункачи начал обучение в Академии художеств в Дюссельдорфе у Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. В экспозиции будут представлены работа Кнауса "Утро после праздника" (1853) и произведения других немецких художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Во втором зале также будет показана знаменитая работа "Мильтон, диктующий дочерям поэму "Потерянный рай" (1878). В этот период здоровье Мункачи ухудшилось и жизненная трагедия Мильтона, вызванная одиночеством и болезнью, особенно остро воспринималась художником. На Всемирной выставке в Париже за эту картину он был награждён золотой медалью.

Следующий зал экспозиции посвящён пейзажу в творчестве Мункачи. В 1873 году художник приехал в Барбизон, где в то время работали Жан-Франсуа Милле, Камиль Коро и Густав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи. К этому жанру он обращался на протяжении всей жизни. На выставке будут представлены "Прогулка в лесу" (1880), "Пейзаж с деревьями и двухэтажным домом" (1882), "Сумерки в Колпаше" (1880-е), а также пейзажи Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Во второй половине 1870-х годов в творчестве Мункачи начинается новый период. В 1874 году художник вступает в брак с Сесиль Папье, вдовой барона Анри-Эдуарда де Марша – мецената и покровителя художника. Сесиль Папье ввела Мункачи в круг коллекционеров и парижских знаменитостей. Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты. Изменилась и палитра живописи – цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми. Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. В экспозиции будут представлены "Парижский интерьер" (1877), "Натюрморт с цветами и кувшином" (1881), "День рождения отца" (1882), "Оранжерея" (1885), "Похитительница конфет" (около 1885). 

Социальной тематикой своих ранних работ Михай Мункачи был близок художникам-передвижникам. Русские художники и критики, приезжавшие на парижский Салон, высоко оценивали работы Мункачи: Владимир Стасов называл его "одним из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе", Илья Репин отмечал высокое художественное качество произведений венгерского мастера.

Поздние картины Мункачи близки парижским работам Ильи Репина и Константина Коровина. На выставке можно увидеть "Портрет пианистки графини Луизы Мерси д Аржанто" (1890) и "Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже" (1883) Репина, "Парижское кафе" (1890-е) и "Портрет хористки" (1887) Коровина,  "Букет цветов. Флоксы" (1884) Ивана Крамского из собрания Государственной Третьяковской галереи. В экспозиции также будет представлена работа "В мастерской масок" (1894) Павла Сведомского, единственного русского ученика Михая Мункачи.

На выставке впервые после реставрации будет экспонироваться работа "В ресторане" (1897-1914) художника-передвижника, ведущего мастера жанровой живописи второй половины XIX века Владимира Маковского. Картина поступила в Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Сергея Васильевича Соловьёва - коллекционера русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX века.

Завершает выставку зал с картинами европейских художников, работавших вместе с Михаем Мункачи в Париже: "В Люксембургском саду" (1876)  Адольфа Менцеля, "Дорога в школу в Эдаме" (1989) Макса Либермана, "Портрет девочки" (1898) Франца фон Ленбаха, все из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставка "Вокруг Мункачи" проходит в рамках Дней венгерской культуры в России.
Подготовлена специальная образовательная и концертная программа.  31 марта, в 19:00, в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится концерт Балажа Хаваши (фортепиано), посвящённый Михаю Мункачи.