ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило рейтинги города Самары, Россия: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+" со "Стабильным" прогнозом, краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг города "AA(rus)" со "Стабильным" прогнозом.

Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch, что город сохранит стабильный операционный баланс на уровне фактических результатов за 2015 г. с умеренным прямым риском (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch), рост которого будет ограничен ввиду сокращения бюджетного дефицита.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинг "BB+" отражает стабильные бюджетные показатели Самары, которые подкрепляются диверсифицированной экономикой города и потенциальной финансовой поддержкой от Самарской области. Также во внимание принимается умеренный прямой риск у города, хотя и отмечается доминирование краткосрочных банковских кредитов в структуре долга. Это подвергает город высокому риску рефинансирования и делает его зависимым от доступа на финансовые рынки для рефинансирования долга с наступающими сроками погашения.

Fitch ожидает, что операционный баланс будет находиться на хорошем уровне около 11%-12% от операционных доходов в 2016-2018 гг., что соответствует результатам за 2015 г. в 12%. Это немногим ниже сильного среднего показателя в 16% в 2013-2014 гг., но по-прежнему соответствует рейтингу Самары. Более слабый операционный баланс в 2015 г. был обусловлен сокращением налоговых доходов города на 10% в результате слабой экономической конъюнктуры. Рост текущих трансфертов и меры повышения эффективности расходов, которые проводит Администрация Самары, частично сглаживают снижение налоговых доходов, но не могут полностью его компенсировать.

Более слабый операционный баланс и повысившиеся процентные расходы привели к сокращению текущего баланса, что обусловило снижение способности города самостоятельно финансировать свои капитальные расходы. Это привело к увеличению дефицита до движения долга до 5,6% от всех доходов в 2015 г. (2014 г.: дефицит 1,6%). Самара намерена проводить взвешенную бюджетную политику и заложила в бюджет нулевой дефицит на 2016-2018 гг. В то же время Fitch ожидает, что слабая экономическая среда ограничит восстановление налоговых доходов, и дефицит бюджета до движения долга у города останется на уровне 2,5% от всех доходов в 2016 г. и постепенно сократится до 2% в 2017-2018 гг.

Согласно прогнозам Fitch, прямой риск у города останется умеренным на уровне 7,7 млрд. руб. (35,8% от текущих доходов) к концу 2016 г., немного повысившись по сравнению с 7,1 млрд. руб. (35,1%) годом ранее. Взвешенная бюджетная политика Администрации города, направленная на ограничение бюджетного дефицита, должна привести к стабилизации прямого риска на уровне менее 40% от текущих доходов в 2017-2018 гг. Условный риск является низким, поскольку город не имеет действующих гарантий, и компании муниципального сектора самостоятельно финансируют свои расходы.

Несмотря на умеренную долговую нагрузку, Самара подвержена риску рефинансирования, поскольку полагается главным образом на краткосрочные банковские кредиты в плане финансирования дефицита. До конца 2016 г. городу необходимо рефинансировать банковские кредиты с наступающими сроками на сумму 6 млрд. руб. Чтобы выполнить это обязательство, в декабре 2015 г. город привлёк ряд возобновляемых кредитных линий от банков сроком на два года. Большинство этих кредитных линий не были использованы и доступны по первому требованию. На 1 января 2016 г. данные кредитные линии составляли 3,5 млрд. руб. и покрывали около 60% банковских кредитов с погашением до конца года. Fitch ожидает, что город сможет пролонгировать остающиеся банковские кредиты с наступающими сроками, хотя краткосрочный характер этих кредитов означает, что он продолжит сталкиваться с риском рефинансирования.

Численность населения Самары составляет свыше миллиона человек. Город является столицей Самарской области, которая имеет диверсифицированную экономику, основанную на обрабатывающей промышленности и секторе услуг. В то же время агентство прогнозирует сокращение ВВП страны на 3,5% в 2015 г. и ещё на 1% в 2016 г. и считает, что город также столкнётся с замедлением экономической активности, что может оказать негативное влияние на налоговые доходы Самары.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Сильные бюджетные показатели при устойчивой операционной марже выше 15% и поддержании умеренного долга с удлинением профиля погашения долга в соответствии с коэффициентом обеспеченности долга (прямой риск к текущим доходам, 2015 г.: 4 года) может обусловить повышение рейтингов.

Продолжительное ухудшение бюджетных показателей, которое привело бы к росту прямого риска до уровня выше 50% от текущих доходов (2015 г.: 35,2%), обусловленному краткосрочным долговым финансированием, привело бы к понижению рейтингов.