ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings присвоило городу Туле, Россия, долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BB-" со "Стабильным" прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "В". Кроме того, агентство присвоило городу национальный долгосрочный рейтинг "A+(rus)" со "Стабильным" прогнозом.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги отражают прогнозируемые структурные дисбалансы у города Тулы, бюджетные показатели в среднесрочной перспективе слабее среднеисторического уровня и слабую институциональную среду в России на фоне ухудшения макроэкономических тенденций. Рейтинги также принимают во внимание низкий долг у города с умеренной подверженностью риску рефинансирования наряду с сохранением поддержки от Тульской области ("BB"/прогноз "Стабильный").

По своему базовому сценарию Fitch ожидает приемлемые бюджетные показатели при умеренном ухудшении операционной маржи у города до близкого к нулю уровня в 2016-2018 гг. (в 2011-2015 гг. в среднем 1,9%). Мы также ожидаем, что Тула будет иметь умеренный дефицит до движения долга на уровне около 5%-6% от всех доходов в 2016-2018 гг. после того, как дефицит у города увеличился до 8% от всех доходов к концу 2015 г. по сравнению с 6,6% годом ранее ввиду роста операционных расходов.

Fitch ожидает сохранение давления со стороны операционных расходов на бюджетные показатели города Тулы по крайней мере в 2016 г., при темпах роста операционных расходов, опережающих рост операционных доходов. В 2012-2015 гг. операционные расходы города на 80% состояли из негибких расходов на оплату труда и текущих трансфертов различного рода.

На стороне доходов Тула получает текущие трансферты из регионального бюджета, которые увеличились до 42% от операционных доходов в 2015 г. по сравнению с 19% в 2011 г. В среднесрочной перспективе текущие трансферты могут увеличиться до 45% от операционных доходов города. Это следует за перераспределением доходов и расходов между городом и регионом в 2014-2015 гг. Доля налоговых поступлений, напротив, сократилась до 49% от операционных доходов в 2015 г. по сравнению с 75% в 2011 г., так как регион принял на себя обязательства по финансированию заработной платы в дошкольных учреждениях в 2013-2014 гг. и изменил в свою пользу распределение поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогу, взимаемому в связи применением упрощённой системы налогообложения.

Российская институциональная среда для местных и региональных органов власти расценивается агентством как фактор, сдерживающий рейтинги города. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Слабая институциональная среда обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики российских местных и региональных органов власти, сокращает их горизонт планирования и сказывается на долгосрочных планах развития. Политика города во многом зависит от частых изменений в распределении доходных источников и расходных обязательств между различными уровнями власти.

Fitch ожидает, что прямой риск (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) у города останется умеренным в среднесрочной перспективе, несмотря на оценочный рост до около 28% от текущих доходов в 2016 г., а затем до около 35%-37% в 2017-2018 г. относительно исторического низкого среднего уровня в 15% в 2011-2015 гг. Мы полагаем, что город продолжит использовать банковские кредиты как основной источник финансирования дефицита бюджета в 2016-2018 гг. Долг города в 2015 г. на 65% состоял из краткосрочных банковских кредитов, а затем следовали бюджетные кредиты от Тульской области (35%).

Подверженность города риску рефинансирования по рыночному долгу оценивается Fitch как умеренная ввиду приемлемого объёма долга со сроками погашения в 2016 г. (1,5 млрд. руб.). Мы также ожидаем, что способность города обслуживать долг может стать неустойчивой в среднесрочной перспективе. Это будет обусловлено прогнозируемым снижением операционного баланса до уровня, систематически недостаточного для покрытия возросших процентных платежей, которые, как прогнозируется, увеличатся в 6 раз в 2016-2018 гг. в сравнении с историческим средним 5-летним уровнем. Рост процентных расходов отражает волатильность ставок по внутренним заимствованиям в России, а также ожидаемое увеличение долга города в 2016-2018 гг.

Предрасположенность города к условному риску является низкой вследствие того, что муниципальный сектор у города является очень ограниченным с небольшим числом компаний муниципального сектора, не имевших долга в 2014-2015 гг. Кроме того, город в настоящее время не имеет действующих гарантий и вряд ли будет выдавать новые согласно нашему базовому сценарию.

Город Тула, в котором проживает 551 270 человек, является столицей и крупнейшим городом Тульской области. Экономика региона достаточно хорошо диверсифицирована с сильным промышленным сектором, на долю которого приходилось 37% от валовой добавленной стоимости ("ВДС") в 2013 г. С экономической точки зрения Тула получает преимущества от близкого расположения к городу Москве ("BBB-"/прогноз "Негативный"), столице и крупнейшему рынку страны.

Показатели благосостояния у региона были близкими к медианному уровню в России, поскольку средняя заработная плата была на уровне национальной медианы, в то время как ВРП на душу населения был на 12% ниже в 2014 г. В 2015 г. оценочные темпы роста экономики региона составили 2,4% в реальном выражении в сравнении с оценочным снижением ВВП страны на 3,7%, что отражало ухудшение экономической среды в России.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Устойчивые бюджетные показатели при операционном профиците на уровне около 5% от операционных доходов и поддержании умеренного прямого риска на уровне ниже 50% от текущих доходов, что обусловило бы достаточное покрытие процентных платежей, привели бы к повышению рейтингов.

Существенный рост прямого риска до уровня выше 50% от текущих доходов наряду с ухудшением бюджетных показателей, что привело бы к слабому операционному балансу, недостаточному для покрытия процентных платежей, обусловил бы понижение рейтингов.