ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило рейтинги Тульской области Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BB", краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".

Также агентство подтвердило рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций региона, находящихся в обращении на внутреннем рынке, на уровнях "BB" и "AA-(rus)".

Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении бюджетных показателей региона и наши ожидания, что область будет поддерживать положительный текущий баланс и умеренный прямой риск (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) в среднесрочной перспективе, соответствующие её рейтингам.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги "BB" отражают средний размер экономики Тульской области, слабую институциональную среду для российских местных и региональных органов власти и ухудшение экономической конъюнктуры в стране, что может оказать давление на бюджетные показатели региона в среднесрочной перспективе. В то же время рейтинги учитывают умеренный прямой риск области с ограниченным риском рефинансирования в краткосрочной перспективе и приемлемые налогово-бюджетные показатели с операционным балансом, достаточным для покрытия процентных платежей.

Fitch ожидает, что операционный баланс будет близок к среднему историческому уровню около 6%-7% от операционных доходов в 2016-2018 гг., и текущая маржа останется положительной на уровне 4%-5%. Тульская область продемонстрировала умеренное восстановление бюджетных показателей в 1 половине 2016 г. с профицитом до движения долга на фоне контроля за расходами, в то время как доходы выросли согласно заложенным в бюджет уровням. Однако темпы роста расходов, вероятно, ускорятся во 2 полугодии 2016 г., поэтому мы оставили без изменения наши прогнозы дефицита бюджета на полный год на уровне 2,8 млрд. руб. Fitch исходит из того, что регион сохранит дефицит до движения долга на уровне около 3%-5% от всех доходов в 2016-2018 гг. (в 2015 г.: - 0,9%).

Fitch ожидает, что прямой риск у региона продолжит увеличиваться, но останется умеренным на уровне менее 35% от текущих доходов в 2016-2018 гг. (2015 г.: 27%). На 1 августа 2016 г. прямой риск состоял из кредитов из федерального бюджета и внутренних облигаций на сумму 15,7 млрд. руб., почти не изменившись по сравнению с началом 2015 г. Субсидируемые бюджетные кредиты составляют 59% от всего прямого риска, и их низкие годовые процентные ставки позволяют региону экономить на процентных расходах.

Несмотря на умеренную долговую нагрузку, Тульская область подвержена давлению в плане рефинансирования в среднесрочной перспективе, так как ей предстоит погасить весь существующий долг в следующие три года. Краткосрочный риск рефинансирования является умеренным, поскольку облигации на сумму 0,5 млрд. руб. и бюджетные кредиты на сумму 0,7 млрд. руб. у региона с погашением в 2016 г. полностью покрываются имеющимися денежным средствами на сумму 2,4 млрд. руб. и доступными краткосрочными кредитными линиями от российского казначейства.

Областная экономика имеет хорошо диверсифицированную обрабатывающую промышленность и темпы экономического роста, опережающие средние показатели в стране в течение четырёх лет подряд. Согласно предварительным данным, рост экономики области в 2015 г. составил 4,7%, в то время как национальный ВВП сократился на 3,7%, и администрация ожидает, что рост продолжится в 2016 г. Тем не менее, экономика Тульской области по-прежнему имеет умеренный размер в масштабе всей страны, и её ВРП на душу населения был равен 93% от медианы в России в 2014 г. Fitch прогнозирует сокращение ВВП страны на 0,5% в 2016 г., что, в свою очередь, может сказаться на экономических и бюджетных показателях области.

Кредитоспособность области продолжает сдерживаться слабой институциональной средой для российских субнациональных образований, которая имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых государств в мире. Прогнозируемость бюджетной политики российских местных и региональных органов власти сдерживается частым перераспределением доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Хорошие показатели исполнения бюджета с операционным балансом стабильно выше 10% от операционных доходов в сочетании с умеренным прямым риском на уровне менее 40% от текущих доходов могут привести к повышению рейтингов.

И, наоборот, рейтинги могут быть понижены в случае ухудшения бюджетных показателей с операционной маржой устойчиво ниже 5% в сочетании со слабым показателем обеспеченности долга, превышающим 10 лет (в 2015 г.: 3,1 года).