ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 7 ноября 2016 года состоялось заседание Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам. Открывая дискуссию, председатель Комитета напомнил, что когда Комитет 9 ноября 2016 года начнет работу над проектом бюджета, важно, чтобы депутаты сумели задать правильные вопросы представителям Минфина, Минэкономразвития, Счетной палаты. Для этого им необходимо узнать оценку бюджета специалистами: услышать, как оценивают основной финансовый документ представители науки, бизнеса, общественных организаций.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин обозначив такие положительные черты Бюджета, как возвращение к трехлетнему бюджетному планированию, продолжение приватизации, меньший, чем опасалось бизнес-сообщество, рост фискальной нагрузки, тем не менее, отметил, что представленный проект не является бюджетом стабилизации, тем более – бюджетом развития, и риски скатывания в стагнационный вариант велики. На этом фоне не самой оптимистичной тенденцией смотрится сокращение инвестиционной активности как государства, так и компаний. Серьезной проблемой остаются взносы в социальные фонды, которые в значительной степени регулируются временными, с немалой долей конъюнктурности, положениями. Здесь, уверен А.Шохин, необходима строгая система решений, определяющих вклад и ответственность – работника, работодателя, государства. Еще один болезненный вопрос – «ползучее» повышение фискальной нагрузки, меры, формально не противоречащие заявленным намерениям неповышения ставок, но увеличивающие налогооблагаемую базу. Также А.Шохин высказал обеспокоенность судьбой институтов развития, особенно – Фонда развития промышленности. По мнению эксперта, в условиях сокращения его финансирования уменьшение бюджетной поддержки необходимо компенсировать иными мерами, например, проведением IPO или включением облигаций в ломбардные списки.

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин отметил высокую эффективность работы Фонда развития промышленности и стопроцентный уровень освоения его средств. Также С.Катырин обратил внимание на снижение консолидированных субсидий в региональные бюджеты на поддержку малого и среднего бизнеса, а также на то, что средства, направленные на поддержку предпринимательства, отнесены к резервам бюджета. Здесь, по мнению эксперта, необходимо четче обозначить гарантии того, что эти деньги пойдут именно на заявленные цели.

Руководитель центра экспертизы и аналитики предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Олеся Сапа обратила внимание на ряд принятых в последнее время решений, увеличивающих фискальную нагрузку на бизнес, таких как повышение пней, акцизов, даже рост МРОТ. Здесь, по мнению эксперта необходим переходный период, так как в ряде случаев увеличение идет в разы. Также О.Сапа высказалась стимулирование местных бюджетов, в том числе – за счет перераспределения отчислений по НДФЛ, что создаст заинтересованность у региональных и местных властей.

Вице-президент «Деловой России» Елена Бочерова высказалась за поддержку компаний в их активности по поиску новых рынков. Здесь, по мнению эксперта, могло бы помочь предоставление условий аналогичных тем, что созданы для резидентов Сколково. Также Е.Бочерова считает важным увеличение ассигнований на НИОКР.

Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов обратил внимание на то, что бюджет построен на консервативных прогнозах, не предполагает радикального изменения экономической модели и в нем малозаметны точки роста. Инвестиционная активность падает, хотя деньги есть. Для того, чтобы они заработали на экономику, необходимы, по мнению эксперта, понятные и прозрачные правила игры, повышение ответственности руководства госкорпораций, контроль за эффективностью госпрограмм. Также А.Бречалов высказался за поддержку социально ориентированных НКО.

Ректор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Виктор Гришин привлек внимание к проблеме финансового состояния регионов. В условиях повышения изъятий в федеральный бюджет при одновременном уменьшении трансфертов большинство субъектов Федерации оказываются закредитованными, при этом значительная часть сохранившихся доходов уходит на обслуживание долга. Обозначив такие положительные черты бюджета, как снижение бюджетного дефицита, отказ от пропорционального секвестра, эксперт высказал сомнения в том, что возможно одновременное достижение таких целей, как снижение расходной части бюджета и увеличение доходов населения. Еще одной сенрьезной проблемой В.Гришин считает отсутствие спроса на инвестиции в экономике.

По мнению ректора Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимира Мау, представленный бюджет после завершения периода адаптации вносит предсказуемость, демонстрирует способность государства ставить цели и добиваться их достижения. Предостерегая от превращения стабилизации экономики в самоценность, эксперт обратил внимание на то, что экономический рост является следствием многих совокупно действующих факторов, а не только больших или меньших расходов бюджета. Также В.Мау отметил такую особенность законопроекта, как принципиальный отказ от попыток прогнозировать цены на нефть.