ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Совместный выставочный проект Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) и Музея византийской культуры (г. Салоники, Греция), который проходит в рамках «перекрестного» Года России и Греции, представляет уникальное явление в художественной жизни православного мира – греческие иконы на бумаге. Проект включает открытие двух выставок – 21 июня в Музее истории религии и 24 октября в Музее византийской культуры, а также издание каталога экспозиции.

На выставке представлено более 60 гравированных икон на бумаге. Их дополняют уникальные гравюры на ткани и медные гравированные доски.

Коллекция греческой гравюры Музея истории религии – около 70 листов - хотя и невелика, но достаточно разнообразна и представительна. На выставке экспонируются 35 эстампов – среди них как произведения греческих мастеров, так и гравюры, выполненные по заказу афонских монастырей и общин греческой диаспоры в Западной Европе и России. Среди них особого внимания заслуживают три иконы.

«Разрешительная грамота патриарха Иерусалимского Авраамия» (неизвестный гравер, Бухарест (?), 1783 г., резец, офорт) - самая ранняя из датированных икон. Возникновение в греческой церкви практики отпущения грехов посредством специальной грамоты относят к XV – XVI вв. До последней четверти XVIII в. оформление грамот было сдержанным: наверху листа помещались отпечатанные с деревянных резных досок изображения Распятия и св. Иакова (бывшего, согласно преданию, первым патриархом Иерусалима). Отпечатанные уже с медных гравированных досок в самом конце XVIII в. разрешительные грамоты отличаются богатством художественного решения.

Икона с изображением общего вида на Святую Гору Афон (неизвестный гравер, Афон (?), сер. XIX в., резец) - уникальна по своей иконографии. Традиционная иконография православной святыни сочетает в одном изображении два вида горы Афона – с запада и с востока - таким образом, что у полуострова появляются две вершины в центре. Такой иконографический тип получил распространение самом начале XVIII в. В отличие от сложившейся традиции на гравюре, представленной на выставке, гора изображена в виде одного пика, а не двух.

Настоящей жемчужиной собрания является икона «Богоматерь Живоносный источник с видом храма» (неизвестный гравер, греческая типография «Амалфия», Константинополь (?), 2 ноября 1836 г., резец). Гравюра отпечатана на трех досках - образ Богоматери Живоносный источник, вид окруженного стеной храма и дощечки с гравированными подписями к изображениям на греческом языке.

Согласно легенде, в Константинополе недалеко от Золотых ворот находилась посвященная Богородице роща с источником, которому на протяжении веков приписывались разнообразные чудеса. Первый храм во имя Богоматери над чудесным источником был сооружен в V в. В VI в. император Юстиниан Великий выстроил рядом новую церковь В XV в. столетии ее разрушили турки, а в 1835 г. вновь был построен храм над Живоносным источником. Он и изображен на оттиске со второй доски. Предположительно данная гравюра – первый опыт иконографии Богоматери Живоносный источник с видом последнего по времени строительства храма.

Музей Византийской культуры располагает одним из самых крупных в Греции собранием афонских эстампов, памятников XVII – XIX веков. Большая их часть происходит из переданной в дар музею в 1994 году коллекции известной исследовательницы греческой гравюры Дорис Папастратос. В коллекцию наравне с гравюрами входят деревянные и медные гравированные доски, с которых печатали эстампы.

Греческую, и прежде всего афонскую гравюру отличает определенная уплощенность, особенно заметная в печатных иконах. Греческие мастера выработали особый прием моделирования ликов пунктиром. Стремясь придать образу «живоподобие» поздневизантийской иконы, граверы в тенях на ликах применяли специальные гравировальные инструменты – рулетки, оставляющие на поверхности медной доски многочисленное скопление точек. Среди эстампов, предоставленных для выставки греческой стороной, следует отметить памятники, позволяющие познакомиться с характерной для Афона гравировальной техникой - медные доски «Рождество Иисуса Христа – Крещение Иисуса Христа» (гравер иеромонах Анфимий, Афон, 1865 г.), «Тайная вечеря» (гравер монах Анфимий, Афон, 1865 г.) и «Богоматерь Живоносный источник» (гравер Парфений Каравис, Константинополь).

Выставка проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и спорта Греческой Республики. 

Исторический центр православного монашества Афон, начиная с XVIII века, стал центром производства икон на бумаге. Первоначально гравюры заказывались в Западной Европе и России. В конце XVIII в. на Афоне появляются собственные эстампы – гравюрные оттиски на бумаге. Согласно историческим источникам гравировальные мастерские существовали в Великой Лавре, Иверском монастыре, монастыре Хиландар. Однако собственный художественный язык греческая гравюра обрела только к середине XIX века.

Согласно преданию христианские отшельники появились на полуострове Афон уже в первые века новой эры. В 676 г. византийский император Константин IV передал Афон в вечную собственность населяющим его монаха. В 963 г. была основана так называемая Великая Лавра – первенствующий монастырь на Святой Горе, вслед за ней возникли монастырские общины не только греков, но и грузин, сербов, русских, болгар, румын. В настоящее время Афон – административный район Греции (Автономное монашеское государство Святой Горы) и самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции крупнейшее в мире средоточие православного монашества.

Для православных всего мира Афон – одно из наиболее святых мест, почитаемое как земной Удел Богородицы. В 1988 г. Гора Афон внесена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.