Цикл "Синематографъ. Погружение в эпоху немого кино" откроется картиной "Огни большого города"
Премьера "Огней большого города" состоялась 30 января 1931 года в Лос-Анджелесе, через восемь дней после монтажа картины. Первые зрители после окончания фильма поднялись с кресел и устроили Чаплину овацию. Чарли в очередной раз доказал миру, что он мастер высочайшего класса. В 1991 году лента была включена в Национальный реестр фильмов США.
По словам самого Чаплина: "Сюжет фильма мне подсказала история циркового клоуна, потерявшего зрение в результате несчастного случая. У него была маленькая дочка, очень болезненная и нервная, и перед выпиской из больницы врач предупредил его, что он должен скрывать слепоту от дочери до тех пор, пока она не окрепнет достаточно, чтобы вынести этот удар, который будет ей сейчас не по силам. Дома клоун ходил по комнате, спотыкаясь, наталкиваясь на мебель, а девочка весело смеялась. Однако всё это было слишком уж сентиментально, и в "Огнях большого города" слепота клоуна перешла к девушке-цветочнице".
В сценарии Чаплина маленький Бродяга встречает красивую слепую девушку, торгующую цветами на улице, которая по ошибке принимает его за богатого герцога. Узнав о том, что операция может вернуть ей зрение, маленький Бродяга пускается на поиски денег…
Огромную роль в картине играет музыка и звуковые эффекты, мелодии Чаплина невероятно гармонично вписываются в видеоряд, звучат живо, выразительно и прекрасно запоминаются – выйдя из зала после такого просмотра, вы будете ещё несколько дней напевать эти мелодии.
Специального образования у Чарли Чаплина не было, но он был невероятно музыкален — владел игрой на фортепиано, скрипке, виолончели, свободно читал ноты и даже частенько держал в руках дирижёрскую палочку! Кроме того, Чарли так же был и прекрасным певцом, он обладал великолепным оперным тенором.
Фильм "Огни большого города" длится около 90 минут, и всё это время звучит музыка. Надо сказать, что она не целиком принадлежит перу самого Чаплина – тема слепой цветочницы написана композитором Хосе Падилья, а оркестровку к "Огням" сделали Артур Джонстон и Альфред Ньюман. 150 листов музыкального текста и полтора часа звучания – это очень серьёзная композиторская работа.
Услышать и оценить её по достоинству в совершенно новой джазовой аранжировке в концертном зале Яани Кирик вам поможет знаменитое петербургское трио: Григорий Воскобойник, Серогей Тарусин и Гарик Багдасарьян.
Комментарии