ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Российские автопроизводители пытаются убедить правительство сохранить традиционные меры господдержки рынка на 2017 год. В частности, письмо в Минпромторг с просьбой продлить программу обновления парка (в частности, через trade-in) подготовила АЕБ.

В документе отмечается, что за восемь месяцев по программе реализовано 29,5% всех проданных машин (263,7 тыс. шт.), тогда как по другим программам "существенно меньше": по льготному автокредитованию – 178,9 тыс. машин, по льготному лизингу – около 30 тыс. шт. Автопродажи продолжают падать (на 14% за январь-сентябрь), а прекращение программы, по мнению ассоциации, приведёт к усугублению ситуации. АЕБ просит продлить на следующий год все три меры поддержки. При этом на фоне продолжающегося роста цен ассоциация настаивает на увеличении лимита стоимости машин, участвующих в программах, до 1,5 млн рублей (сейчас – 1,15 млн руб.).

У отрасли до сих пор нет полного понимания, можно ли рассчитывать на господдержку в следующем году и в каком объёме. На прошлой неделе Минпромторг предложил правительству выделить 64,1 млрд рублей и отказаться от программы обновления парка.

В середине октября глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что госпрограмма поддержания спроса больше неэффективна, с чем согласно и Минэкономики. Вместо этого Минпромторг разработал программу адресной поддержки спроса для отдельных категорий россиян. Речь идёт о таких программах, как "Первый автомобиль", "Семейный автомобиль" (для семей минимум с тремя детьми), субсидирование спроса для социальных работников. Минэкономики считает, что нужно отказаться от тотального стимулирования спроса: это не мотивирует компании снижать издержки и улучшать качество машин.

В российских автоконцернах, впрочем, настаивают на продлении уже опробованных механизмов. На АВТОВАЗе сообщили, что не видят "знаков к восстановлению рынка" в краткосрочной перспективе, и в этой ситуации программы стимулирования спроса (утилизация, лизинг, trade-in) должны быть продолжены в 2017 году и "до момента, когда иные меры поддержки будут показывать эффективность".

В Hyundai рассказали, что доля продаж по льготному автокредитованию достигает 35%, продаж по госпрограмме поддержки в trade-in – в пределах 30%. "Мы согласны, что именно программа утилизации несколько изжила себя – доля продаж по утилизации поначалу доходила до 80%, сейчас сжалась примерно до 11%",– рассуждает исполнительный директор Hyundai Алексей Калицев. Тем не менее, по его мнению, программы trade-in и льготного кредитования способствуют покупке нового автомобиля: так, скидка на наиболее популярную модель бренда Solaris составляет весьма значительные 7%. В Hyundai отмечают, что без господдержки рынок не восстановится, а продажи компании в 2017 году могут упасть на 20-30%. При этом "господдержка является существенным фактом планирования производства на следующий год, нам бы хотелось понимания сейчас, а не в следующем году", подчеркивает господин Калицев. Топ-менеджер считает, что сегодняшний спрос приоритетнее будущего спроса, который, согласно позиции Минэкономики, программа "отъедает".