ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Современные рыбные терминалы на Камчатке смогут составить конкуренцию портам Кореи и Китая и станут ключевыми точками роста рыбохозяйственного комплекса края и Дальнего Востока. Очевидно, что регион, благодаря своему расположению и сырьевой базе, имеет предпосылки для создания на его берегах развитой портовой инфраструктуры. Один из первых проектов – терминал «Сероглазка», расположенный в одноименной бухте Авачинской губы Петропавловск-Камчатского порта посетил заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в рамках рабочего визита на Камчатку.

Терминал «Сероглазка» стал вторым официальным резидентом Свободного порта Владивосток в Камчатском крае. Проект реализуется поэтапно с 2015 года, планируемый срок завершения – 2021 год. Крупный транспортно-логистический центр создается на базе флота компании АО «Акрос». Инвестиционные проект предполагает создание современного рефрижераторного терминала по комплексному обслуживанию рыбопромысловых и линейных судов. Планируется строительство холодильного комплекса емкостью 15 тыс. тонн, модернизация причальных стенок, судоремонтные цеха, рефрижераторный и складской комплекс. Мощности терминала позволят обеспечить перевалку рыбной продукции для поставок на внутренний рынок, а также прямые поставки рефрижераторных контейнеров в порты Азии, Европы, США. По предварительным оценкам, оборот рефрижераторных грузов в порту может достичь 300 тыс. тонн в год.

«Реализация проекта открывает перспективы транспортировки рыбной продукции Северным морским путём, а также даст возможность осуществлять поставки по экспортным контрактам. Считаю, то, что мы видим и уже используем сейчас – это большой прорыв. Это действующее крупное предприятие, которое обеспечивает рабочие места, налоги в бюджет края и, главным образом, является ключевым звеном в развитии рыбохозяйственного комплекса и инфраструктуры», – отметил Илья Шестаков.

Другой важный проект, который планируется реализовать на Камчатке, – это портовый комплекс по перевалке и хранению рыбной продукции в бухте Моховая Авачинской губы на площадке причалов, находящихся в управлении ФГУП «Нацрыбресурс».

Как отметил Ильи Шестаков, его реализация также даст дополнительные возможности по отправке грузов в центральную часть России.

Выбор места обусловлен тем, что в тыловой зоне причалов расположен холодильник мощностью 4000 тонн и действующий рыбзавод. По сути, эти объекты представляют из себя компактный терминал на границе города. Как пояснили в «Нацрыбресурс», уже проведены консультации с администрацией Камчатского края, Корпорацией развития Камчатского края, Минвостокразвития и арендаторами земельных участков, прилегающих к причалам. Все участники заинтересованы в развитии этих территорий, так как Камчатскому краю потребуются большие мощности хранения и перевалки грузов.

Оба проекта органично встраиваются в Стратегию развития морских рыбных терминалов, которая разработана Росрыболовством в рамках актуализированной Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Документ предусматривает два ключевых направления – развитие комплексного обслуживания флота и перегрузочных комплексов.

По статистике, более 50% российского промыслового флота Дальневосточного бассейна заходит на межрейсовое обслуживание и ремонт в зарубежные порты, в основном Кореи и Китая.

Стратегией предусмотрено создание оптимальных сервисных условий для рыбаков, благодаря которым к 2030 году до 80% российского флота станут обслуживаться и разгружаться на российском берегу.

Например, реализация проекта ООО «Терминал «Сероглазка» обеспечит выполнение целевых показателей на 20-30%, при этом в крае нужен еще как минимум один крупный центр обслуживания флота и судоремонта.

Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России до 2030 года, в Камчатском крае планируется обновить до 35% мощностей рыбопромыслового флота и нарастить производство продукции глубокой переработки (филе и фарша). Благодаря развитию поставок Северным морским путем и переориентированию части уловов на берег для загрузки новых производственных фабрик ожидается увеличение объема входящего и исходящего грузопотока на 170 тыс. тонн. В совокупности объем грузопотока рыбы к 2030 году может превысить 300 тыс. тонн, что потребует повышение пропускной способности морских рыбных терминалов. По оценкам Росрыболовства, около 100 тыс. тонн минтая, сельди и лососевых может доставляться ежегодно по Северному морскому пути. К тому же портовые комплексы будут востребованы не только предприятиями Камчатского края, но и рыбопромышленникам из других регионов, осуществляющих рыболовство в Охотском и Беринговом морях.