ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Уровень культурного развития среди россиян заставляет задуматься о будущем страны. Такие сигналы посылали культурные и общественные деятели российским властям последние несколько лет. Власть сигналы уловила и президент Путин на последней пресс-конференции со СМИ признал, что развитие культуры необходимо возвести чуть ли не в ранг национального проекта. Ту же позицию озвучил вновь избранный президент Дмитрий Медведев, когда выступал в Нижнем Новгороде.

Громогласное согласие власти с культурными деятелями почти совпало с общероссийской акцией "Шедевры мировой живописи на улицах городов", которая стартовала в марте в Москве и Петербурге. Суть её сводилась к установке на рекламных щитах и сити-мониторах постеров с изображениями известных картин. Организаторами проекта выступили компания News Outdoor Russia, владеющая солидной долей рекламных площадей в столице и крупнейшие музеи (в Москве - Третьяковская галерея, в Петербурге - Эрмитаж).

В середине марта десятки тысяч жителей двух российских столиц вместо привычной глазу рекламы табака, автомобилей и прочих товаров и услуг, которые просто необходимо приобрести, увидели огромные репродукции картин русских и зарубежных художников. В число произведений, получивших право экскурсии в город, вошли работы Караваджо, Рембрандта, Гейнсборо, Кустодиева, Поленова, Сурикова и других мастеров кисти.

Всем известно выражение "реклама - двигатель торговли". Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная акция "Шедевры мировой живописи на улицах городов" должна стать двигателем культуры. А вот каким? Мощным и безопасным? Или тарахтящим и постоянно ломающимся? Предстоит разобраться. Акция вызвала множество откликов среди СМИ, интеллигенции, активно обсуждалась она и в ЖЖ.

"Прекрасная идея - показать музейные шедевры на улицах российских городов! Я вообще считаю, что этот образовательный проект должен стать постоянным и развивающимся. Например, в Петербурге шедевры мировой живописи могли бы заменить огромные полотна с рекламой табака и автомобилей на фасадах зданий, которые ремонтируются", - сказал в интервью Росбалту директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В то же время, многие музейные работники считают, что произведения искусства не следует выставлять на улицах шумного города.

"С коммерческой точки зрения это, безусловно, выгодный проект, но с эстетической - не совсем хорошо. Ну, сами посудите - как можно, к примеру, такое произведение искусства, как "Явление Христа народу" выставлять среди шумных улиц?.. Такие вещи стоит смотреть наедине. Искусство требует определённой работы от зрителя...", - считает владелец курской галереи "АЯ" (в этом городе также планируется провести подобную акцию), Олег Радин.

Горожане также восприняли акцию по-разному. Кто-то считает, что картины, шагнувшие из музеев на улицы городов, привлекут внимание к этим учреждениям. Некоторых не устроило оформление билбордов: мол, было бы лучше оформить картины в рамы. Кого-то оскорбило, что поверх произведений (пусть даже и копий) чёрным шрифтом написаны имя автора и название картины.

Российский обыватель привык видеть на билбордах рекламу и ничего другого. И поскольку искусство во всех своих проявлениях не раз привлекалось к рекламе товаров и услуг, многие автоматически воспринимают шедевры мировой живописи как очередной способ что-то продать или предложить.

К слову, западные и соседние страны обычно используют шедевры мировой живописи не для привлечения внимания граждан к музеям, а для полноценной коммерческой рекламы. Так, например, в Лондоне компания "Ксерокс" использовала известные произведения для рекламы своей продукции. Таким же приёмом воспользовалась фирма "Hewlett-Packard", но уже в Минске.

Директор рекламного агентства A.R.M.I. Игорь Рыжков в интервью газете "Труд" признался, что "таким образом решили заполнить непроданные рекламные поверхности - вместо фразы "Рекламное место сдаётся". Что же получается? Если бы все городские рекламные носители были заняты, то места шедеврам мировой живописи на улице не нашлось? Тогда можно ли говорить о развитии культуры, духовном развитим, если на первом месте стоит выгода и прибыль? Нет! И акции, подобной этой, если и запомнятся нескольким тысячам горожан, то лишь как неудачная попытка привлечь внимание к  живописи и искусству. Может быть, действительно пора возводить культуру в ранг национального проекта и выделять на неё соответствующие средства? Чтобы у молодёжи портрет "Девочка с персиком" ассоциировался не с принтером, который печатает цветные фотографии, а с настоящим Искусством с большой буквы.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости