ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Ежегодно прибыли, получаемые от продаж произведений искусства, растут, словно на дрожжах. По данным ArtPrice.com, в 2007 году этот рост составил 18%, а общая прибыль превысила 9 млрд долларов. Это лишь официальная статистика.

Рынок "чёрного арт-бизнеса" также процветает. Львиная доля "большущего пирога" принадлежит масляной живописи - она приносит до 75% от общих продаж. Неудивительно, что вместе с ростом цен на произведения искусства, увеличились случаи подделки картин и участились скандалы, связанные с фальшивками. Такой бизнес во многом привлекателен: известных художников огромное количество, точное число произведений и место их нахождения неизвестно, а сотни миллионеров готовы на любые расходы ради обладания картиной Пикассо, Дали или Шагала.

В связи с этим всё большую роль играют учреждения, занимающиеся экспертизой произведений искусства. На основе современных технологий и оценок экспертов они ставят "диагноз" картине. Но так было не всегда.

Искусство появилось задолго до появления компьютеров, а вот история фальшивок, пожалуй, сравнима с возрастом живописи. Со временем спрос на картины отдельных художников рос. Стали возникать подделки. Так более века назад появились эксперты в области искусства: они изучали творчество художников, манеру их письма, характерные приёмы.

На основе багажа приобретённых знаний эксперт мог дать заключение о картине. Однако, это субъективное мнение, основанное не на абсолютных знаниях. Эксперта, даже самого прославленного, можно подкупить или шантажировать. Испуганный или прельстившийся знаток даст какое угодно заключение (атрибуцию).  

Поэтому со временем доверие к таким экспертам упало. К тому же прогресс шествовал по миру семимильными шагами. В XX веке стали появляться методики, которые могли дать объективное заключение о произведении искусства. Технологическая экспертиза включает в себя ряд лабораторных анализов, которые позволяют дать ответ на множество вопросов. При помощи неё можно узнать состав основы картины - материала, на котором она была написана, определить структуру грунта и красочный слой, что помогает датировать полотно, а также выявить характерные черты, присущие автору произведения.

Одной из самых распространённых методик является радиоуглеродный анализ. Он помогает определить возраст картины. Но, по словам эксперта аукционного дома "Гелос" Бориса Лукьянова, такая методика действенна далеко не всегда. В одном из интервью специалист рассказал, что с помощью радиоуглеродного анализа пытались определить возраст скрипки, предположительно принадлежащей Страдивари. Анализ выявил, что скрипка появилась до возникновения на планете человека…

Ещё одна распространённая методика - химический анализ. Он показывает, использовалась ли та или иная краска в то время, когда творил художник, определяет химический состав красителей. Но и эта методика помогает лишь при определённых условиях. Например, если за работу Пикассо выдаётся картина, написанная его современником, - анализ покажет, что полотно подлинное. И тут на помощь вновь приходят эксперты, а значит и субъективное мнение. В результате 100% гарантий быть не может.

В России экспертизу проводят государственные институты и музеи. Среди самых крупных - Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Также экспертизу можно получить в частном порядке: непростым делом занимаются аукционный дом "Гелос" и "Арт Консалтинг". Все они готовы предоставить заключение (на фирменном бланке) о подлинности или поддельности того или иного полотна. Но, как уже было сказано выше, от ошибки не застрахован никто.

Одним из последних скандалов стали фатальные ошибки экспертов Третьяковки. А объёмы изготовления поддельных картин удивляют - мошенники работают по-стахановски. Порой случаются истории, которым нельзя не улыбнуться. Висела себе картина много лет в музее, сотни тысяч посетителей любовались ею, и вдруг перед крупной выставкой начинают сомневаться в её подлинности. Такая печальная участь постигла произведение Гойи.

Тем не менее, максимальное наказание, ожидающее тех же экспертов из Третьяковки - увольнение или строгий выговор. Ведь по закону "Об экспертной деятельности", экспертиза - это не более чем личное мнение работника экспертного отдела музея. Это ещё одна слабая сторона арт-бизнеса.

Очевидно, что в мир искусства и дальше будут внедряться мошенники. Прибыль, получаемая от успешной реализации подделки, слишком велика. Потратив несколько тысяч долларов, можно получить доход, в сотни раз превышающий эту сумму. Коллекционерам остаётся лишь уповать на удачу и быть осторожнее при покупке произведений искусства.

Как говорится, лучше перестраховаться, чем остаться в окружении жалких теней Шишкина, Врубеля и Айвазовского.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Следующий материал об искусстве выйдет 23.04.2008

Читайте также по теме:

Культуру - в массы?

Классическая культура: есть ли ей место в Интернете?