ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С каждым годом всё больше россиян отдыхают за рубежом. И хотя в относительных цифрах их число ещё не велико (5-6% от общего числа), в абсолютных они уже насчитывают солидные 9 млн 369 тыс. человек (данные за 2007 год). Причём это число постоянно растёт. Только за прошлый год прирост составил 30%.

С момента, когда жители России получили право и возможности выезжать за рубеж не только по казённой, но и по частной надобности, прошло уже более десятилетия. Сейчас уже можно говорить об определённых привычках и стереотипах зарубежного отдыха россиян. В списке стран, куда предпочитают отправляться наши сограждане, утомлённые длинной зимой и недостатком солнечного света и тепла, уверенно лидируют Турция и Египет. Другим странам весьма затруднительно конкурировать с ними в соотношении категорий "цена-качество". Что касается отдельных курортов, то самыми любимыми и востребованными, по данным travel.ru, оказались Кемер, Аланья, Сиде, Белек, Шарм-эль-Шейх. Впрочем, турэксперты не исключают, что в своих любимых для отдыха странах россияне будут находит и новые объекты для проявления симпатий. Как, например, это сделал в прошлом сезоне Стамбул, "подпрыгнувший" в рейтинге портала TopHotels.ru сразу на 12 пунктов. Ведь тем же немцам и англичанам не надоедает уже на протяжении  почти 50 лет предпочитать для своего летнего отдыха Испанию, находя в ней всё новые и новые краски.

Хотя, если речь идёт о долгосрочных тенденциях летнего зарубежного отдыха россиян, большинство турэкспертов сходится во мнении, что стабильно и неуклонно будет расти популярность европейского направления. Уже в этом году турпоток из РФ в Европу увеличится на 30-40%. Росту популярности такого отдыха не сильно мешает даже его, как минимум, 10-15% подорожание, сопровождаемое ростом цен практически на все товары и услуги в Еврозоне. Причины такого явления специалисты усматривают в росте благосостояния населения, общих тенденциях развития туррынка и в недавнем очередном расширении Шенгенского пространства. В любом случае европейский отдых более разнообразен в сравнении с азиатским, он предусматривает, как правило, более обширную культурную и познавательную программу.

Здесь возникает закономерный вопрос: а как обстоит дело с летним отдыхом у самих европейцев и североамериканцев? Не столкнутся ли турпотоки с Востока и Запада на узких улицах исторических центров Парижа, Лондона, Брюсселя, Праги или Кракова, порождая бесконечные очереди и разнообразный дефицит? Россияне могут не опасаться подобного развития событий.

Не так давно один из самых авторитетных англоязычных порталов турресурсов TripAdvisor провёл опрос среди своих посетителей на тему "100 лучших мест для путешествий". Согласно этому опросу, рейтинг предпочтений миллионов туристов по всему миру совершенно неожиданно, на первый взгляд, возглавила Новая Зеландия. Наилучшим местом для отдыха был назван живописнейший 20-километровый залив Милфорд Саунд (Milford Sound), на острове Южный, являющийся частью национального парка Фьордлендс. На втором месте оказался горный курорт Квинстаун (Queenstown).

В действительности, успех Новой Зеландии глубоко закономерен. Он является прямым следствием такого своеобразного явления в экономике и укладе страны как "фродоэкономика". Это феномен получил своё название по имени главного героя культового романа Дж. Р.Р. Толкиена "Властелин колец", экранизированного новозеландским режиссёром Питером Джексоном в 1999-2000 г.г. Выбрав в качестве места экранизации романа свою родную Новую Зеландию, режиссёр "Братства кольца", "Двух крепостей" и "Возвращения короля", с огромным успехом прошедших на киноэкранах всего мира, фактически сделал своей стране мировую рекламу. Тысячи туристов захотели воочию увидеть места, где жили хоббиты, эльфы и орки, где разворачивались приключения Фродо Бэггинса, Сэма, их друзей и врагов. Поток туристов оказал и оказывает существенное влияние как на развитие новозеландской туротрасли, так и экономики страны в целом.

Справедливости ради нужно отметить, что в рейтинге TripAdvisor нашлось место и Европе. Она оказалась представлена в первой двадцатке греческим островом Родос, расположенном в Эгейском море, и австрийским Зальцбургом. Безусловно, подобные рейтинги не являются истиной в последней инстанции и не претендуют на абсолютную объективность. Тем не менее, они ясно свидетельствуют о том, что общемировой тенденцией в туризме является устойчивое смещение предпочтений с исторических и культурных достопримечательностей в пользу живописной первозданной природы и хорошей экологии.

Вполне возможно, что этими же чертами будет характеризоваться и будущие предпочтения россиян. Впрочем, чтобы узнать это наверняка совсем необязательно ждать будущего, просто надо однажды решиться пройти, наконец, тропой Фродо Бэггинса.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Следующий материал по теме выйдет 20.05.2008

Читайте также:

"Подводные камни" сочинской Олимпиады

Отпуск на Черноморском побережье: есть ли альтернатива?

Воздушные замки российской туриндустрии