ОРЕАНДА-НОВОСТИ. "Мы всегда говорили и будем говорить, что Косово обладает особыми характеристиками. Это уникальный случай, который не может стать прецедентом для остальных конфликтных зон, территорий и регионов".

Заменив в этом пассаже название Косово на любой другой регион, слова президента Косово может повторить абсолютно любой лидер любой непризнанной республики, потому как все они считают, что обладают уникальными особенностями в силу своего исторического развития и географического расположения.

Но что бы ни говорил глава Косово, именно Косово создало прецедент и выпустило джина из бутылки. Впервые в случае с Косово мировое сообщество посчитало возможным не учитывать суверенные права на свою территорию представленной в ООН страны.

На прошлой неделе Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Кто выйдет на парад суверенитетов следующим? И не приведёт ли этот парад к глобальному переделу миру?

Да и сколько их, непризнанных республик в мире?

Только в одной Европе их свыше 30. Сложными регионами являются Бельгия и Великобритания. Большинство бельгийцев не исключает распад страны на Фландрию и франкоязычную Валлонию, а в Великобритании сейчас вовсю  идёт возрождение кельтской культуры, со всеми вытекающими. Плюс воинственные ирландцы. Плюс баски, раскалывающие Испанию. Плюс все те, о ком Вы время от времени смотрите и читаете в СМИ.  

Мощные сепаратистские движения есть и в Азии: Тибет в Китае, индийские штаты Джамму и Кашмир, области Карен и Шан в Мьянме. Не миновала проблема и США, из состава которых стараются выйти индейцы племени лакото.

У России есть Чечня, Татарстан и Башкортостан.

Плачевна ситуация на Ближнем Востоке, где сепаратистские регионы олицетворяются с терроризмом.

По большому счёту, ни одна из сколько-нибудь больших стран не застрахована от сепаратистских настроений. Можно делать вид, что их нет, но мина, некогда заложенная в Косово, теперь может рвануть где угодно.

Союз непризнанных республик?

В целях ли самосохранения или в силу привычки мировое сообщество не спешит с признанием самопровозглашённых республик. Но что будет, если непризнанные республики решат образовывать союзные государства? Причём это далеко не отвлечённый и праздный вопрос.

Вспомним хотя бы, как сообща действовали черногорские и косовские сепаратисты. Вспомним, как в 2001 году Татарстан и Башкортостан объединили усилия по защите их суверенитета.

Да, раньше интеграция сепаратистских движений осуществлялась на основе их географической и этнической близости. Однако, в 2007 году Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье подписали ряд соглашений, которые фактически означали создание военного и экономического союзов. И интеграция их в различных сферах продолжается.

Более того, если территориальная близость перестанет играть свою роль, то стоит ждать новые и весьма причудливые союзы.

Перспектива: непризнанные республики будут множиться

Почему НАТО можно признать независимость Косово, а поддержка Россией Абхазии и Южной Осетии вызвала шквал негодований? Почему Россия могла использовать силу в Чечне, а Грузия должна была решать проблему мирным путём? Почему косовары отказались признать Абхазию и Южную Осетию?

Ответ на эти вопросы скрывается в двух нормах международного права – принципе нерушимости границ и принципе права наций на самоопределение. Именно из этих внешне правильных и красивых, но от этого не менее противоречивых принципов, и растут ноги двойных стандартов.

Разрешение территориальных и межэтнических конфликтов находится в компетенции международных организаций. Наиболее беспристрастной выглядит ООН. Однако организация страдает медлительностью. У любого её члена есть право вето, и это превращает решение противоречивых вопросов в бег в мешках по пересечённой местности.

ОБСЕ позиционируется как самый гибкий невоенный инструмент для предотвращения конфликтов и управления кризисами. Однако, и тут не всё гладко.

По словам Кокойты, миссия ОБСЕ была отозвана из Южной Осетии за два часа до начала конфликта, а во время военных действий хранила полное молчание. Странное поведение для организации, призванной мирить противоборствующие стороны, не так ли? Подобная реакция говорит о неготовности или нежелании данной организации решать такие конфликты.

Да, существует ещё НАТО, но события в Косово и вокруг югоосетинского конфликта также подчёркивают неготовность организации решать подобные вопросы.

В итоге выходом в сложившейся ситуации видится только изменение норм международного права и единый подход ко всем непризнанным республикам.

Пока же этого не случится, сепаратистские регионы могут множиться с им одним известной скоростью.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

ВОЕННАЯ СВОДКА на 9.00: Саакашвили призывает к массовым демонстрациям

Если звёзды критикуют, значит это кому-нибудь нужно?!

Сколько стоит победа? Часть 2

Россия-НАТО: и не друг, и не враг, а так...

Три дня до независимости? Решение за Россией