ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сегодня, 22 сентября, СМИ продолжают обсуждать отношения России и Запада. Liberation публикует мнения журналиста Бернара Гетта и бывшего министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили: "Похоже, вопрос уже не в том, чего нам стоит бояться – России или нашего представления о ней. Некоторые вопросы присутствующих вызвали живую реакцию Бернара Гетты: "Правда ли, что у российского народа параноидальная склонность считать своих соседей либо врагами, либо вассалами?" "Владимир Путин – это потенциальный Гитлер?" Бернар Гетта отвечает: "Иногда стоит поставить себя на место русских, особенно это касается нынешних кризисов в Грузии и на Украине, – возмущается журналист. – Прежде всего, Россия не хочет, чтобы эти две страны, её ближайшие соседи, вступали в НАТО. И это вполне обоснованное желание. Представьте, что Мексика или Канада решили бы заключить военное соглашение с Россией. Как бы отреагировали Соединённые Штаты?" И хотя бывший министр иностранных дел Грузии вслед за Бернаром Гетта признаёт, что "у нас такая Россия, какую мы заслуживаем", она призывает избегать недооценки опасности, исходящей от этой страны. "Не страх вступления в НАТО стал решающим для российского вторжения в Грузию, – парирует Саломе Зурабишвили. – Россия не может признать свои нынешние границы и пытается восстановить зоны влияния и своих исключительных прав, пусть даже за счёт автохтонных народов". В этом заключался основной и практически единственный пункт разногласий двух участников дебатов".

Los Angeles Times пишет: "За маленькими союзниками нужен глаз да глаз. Как известно, ранее в этом году американские дипломаты обнаружили, что трения между Россией и Грузией по поводу спорных анклавов - Южная Осетия и Абхазия нарастают, и поняли, что у Вашингтона не так уж много рычагов, которые можно будет задействовать, если ситуация выйдет из-под контроля. Поэтому они посоветовали грузинским чиновникам не дразнить ревущего медведя. Но это предостережение оказалось слабым и было сведено на нет другими сигналами, поступавшими из администрации и сулившими Тбилиси твёрдую поддержку. В конце концов грузинское правительство взяло всё в свои руки, Россия получила искомый повод для запланированного акта бандитизма, а результатом всего этого стало геополитическое фиаско, от которого проиграли все".

Newsweek в статье "И нашим, и вашим" пишет: "Когда корабль ВМС США "Маунт Уитни", флагман американского Шестого флота, вошёл в порт Поти с грузом гуманитарной помощи на борту, грузины пришли поприветствовать его на пристань. Вокруг царила разруха российской оккупации – в бухте подорванный катер грузинской береговой охраны, у вокзала – обломки баррикад и КПП. За сценой с передовых позиций у побережья наблюдали российские солдаты. Командующий Шестым флотом капитан Оуэн П. Онорс настаивал на том, что приход военного корабля – это "не демонстрация силы – а проявление солидарности". Многим в Вашингтоне хотелось, чтобы всё было с точностью до наоборот – но стало ясно, что демонстрации военно-морской мощи воспротивилась Турция, когда-то – лояльный союзник США. Не дождавшись даже официального запроса, Анкара, ссылаясь на международный договор 1936 года об ограничении по тоннажу для проходящих проливы военных кораблей, дала понять, что не пропустит через Босфор корабли американских ВМС большого водоизмещения. Больше того, турецкие чиновники поспешили отступиться от поддержки вступления Грузии в НАТО, выраженной ими ранее. "Турция всегда выступала за расширение НАТО", – говорит министр иностранных дел этой страны Али Бабакан. Но "принимать в НАТО страну, обременённую проблемами [сепаратизма], значит импортировать эти проблемы в альянс".

Independent опубликовала мнение известной телеведущей Тины Канделаки: "Первое время он был обаятелен, но весь его путь основан на личной власти и преодолении его собственных комплексов, – сказала она. – Он сказал мне, что войдёт в историю наряду с Давидом Строителем, средневековым грузинским царём. Он не Давид Строитель – а Михаил Разрушитель, вот он кто". Она обвиняет Саакашвили в том, что он правит Грузией, как автократ, попирая свободу слова и разжигая ненависть к России. "Двадцать четыре часа в сутки они показывают пропаганду о том, какие нехорошие эти русские, – говорит она. – Там всё контролируется Саакашвили: и бизнес, и СМИ. Никакой свободы нет". Канделаки даже высказывает спорный тезис, что в России, печально известной тем, что телевидение там находится под скрупулёзным контролем Кремля, средства массовой информации более свободны, чем в "демократической" Грузии. "Когда в России я появляюсь в телеэфире, то обязательно говорю, что я грузинка, говорю, как люблю свою страну, и никто мне ещё никогда не приказывал перестать так говорить, мне никогда не звонили и не советовали поменьше говорить о Грузии, и я никогда не подвергалась дискриминации за то, что я грузинка". 

Литовская "Geopolitika" в статье "Возрождается ли военная мощь России?" задаётся вопросом: способна ли Россия в принципе конкурировать с Америкой (как своим главным потенциальным противником) в военной сфере. "Вывод таков: образцы российской военной техники сегодня в состоянии конкурировать с западными образцами. Однако следует подчеркнуть, что США активно закупают новое оружие и своевременно обновляют его. Между тем, российские военные заказы всё ещё минимальны. Также исчерпываются возможности модернизации российских вооружений. Настало время оснастить армию танками и самолётами-истребителями нового поколения, но вряд ли это удастся сделать в ближайшем будущем. Ещё больше сомнений вызывают планы российского флота. В таких условиях остаётся лишь создавать имидж 'Великой державы' и уповать на то, что всё образуется само собой, или работать, засучив рукава. Недавно В. Путин сказал: 'Это дуракам везёт, а мы работаем'. Посмотрим."

Newsweek пишет: "В газеты попало заявление кандидата в вице-президенты от республиканцев Сары Пэлин о том, что она действительно считает, что Грузию следовало бы принять в НАТО, даже если бы это значило, что США, "возможно", пришлось бы вступить в войну с Россией. Но за кадром по большей части осталась её мотивировка: Грузия, по словам Пэлин, это "демократия" – этим словом американские политики имеют обыкновение разбрасываться направо и налево. Джон Маккейн назвал Грузию "крошечной демократией", а когда Россия вторглась в Южную Осетию, заявил, что "мы все теперь грузины", приравняв угрозу Грузии к угрозе самой свободе. Джо Байден называет эту страну "молодой демократией", да и специалист по России из штаба Барака Обамы, Майкл Макфол, в недавнем выступлении перед Конгрессом отзывался о ней как о демократии. Но за пределами американского политического истеблишмента царят другие взгляды. Неправительственная организация Freedom House в последнем исследовании ставит эту страну в один ряд с Венесуэлой и Нигерией, считая её менее свободной и демократической, чем Молдавия, Украина и любой другой кандидат на вступление в Евросоюз или НАТО."

Читайте также:

ВОЕННАЯ СВОДКА на 17.00: Гагаузия признала независимость РЮО и Абхазии

ВОЕННАЯ СВОДКА на 9.00: в Абхазии вновь стреляют

ВОЕННАЯ СВОДКА на 12.00: бывшие Госсекретари США дали оценку конфликту