ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Глобальный кризис ударил под дых экономике многих стран. На пороге крупнейших финансовых институтов и целых государств замаячила реальная угроза банкротств. Из всех сторон звучат призывы о помощи, но помочь успеют не всем. Действия мирового сообщества пока не приносят ощутимого результата. И жертв становится больше…

Не удержавшиеся на волне крупные российские банки и инвестиционные компании с миллиардными долгами начинают скупать за бесценок. Кто оплатит их долги? Кто выиграет от слияний и кто проиграет? Кто станет следующим?

Одной из самых дорогих покупок стало приобретение группой "Онэксим" 50% минус одна акция "Ренессанс Капитала" за 500 млн долларов. Сумма на первый взгляд не маленькая. Однако ещё год назад бизнес группы оценивался в 4 млрд долларов. Получается, мировой финансовый кризис уценил "Ренессанс" в четыре раза.

И, скажу вам, "Ренессанс Капиталу" ещё повезло. По мнению аналитиков, в ситуации дефицита денег на рынке наличие кредитной линии, которой достаточно быстро можно воспользоваться, - серьёзное преимущество перед остальными инвестбанками. "В данных условиях обеспечить привлечение дешёвых денежных средств могут себе позволить либо структуры, имеющие тесную связь с госкорпорациями, либо крупные финансовые организации, чьё состояние не зависит от ситуации на рынке, как ОНЭКСИМ", - полагает аналитик Андрей Зокин. По его мнению, небольшие инвестбанки в такой ситуации не выживут, а большие инвестбанки при отсутствии кредитных ресурсов потеряют бизнес.

И вправду. Другой крупный инвестбанк Кит Финанс сменил владельцев за цену нескольких поездок в метро. Вместо УК "Лидер" покупателем проблемного актива выступил совершенно другой консорциум. Обязательства на несколько миллиардов долларов достались за сто рублей инвестиционной группе "АЛРОСА", и "Российским железным дорогам". После завершения сделки доля АЛРОСА и РЖД в капитале банка составит по 45%, прочих акционеров - 10%.

Почему покупателями выступила столь разнородная связка АЛРОСА-РЖД, немного объясняет то, что главой совета директоров АЛРОСА является Алексей Кудрин, а РЖД – государственная монополия. На тему мотивов сделки высказался старший вице-президент РЖД Фёдор Андреев: "Мы приняли предложение о приобретении пакета акций, так как считаем, что при таком консорциуме инвесторов у группы "КИТ Финанс" есть хорошие перспективы. Приобретение акций банка сейчас не требует от нас каких-либо существенных финансовых расходов. В то же время мы, безусловно, готовы инвестировать средства в "КИТ Финанс" и сотрудничать с группой". Также можно добавить, что для железнодорожной монополии сделка оказалось особенно выгодной – средства пострадавшему банку будет выделять не РЖД, а государство. Но что будут делать две  госкомпании с "КИТом", пока загадка.

Однако самым удивительным в этой истории выглядят не причины, а меры государства. Безусловно, крупные финансовые институты, такие как Кит Финанс, спасать надо, но в погоне за результатом нельзя забывать о способах и о цене для его достижения. Вспомним, когда США собирались принять 700-миллиардный план, Полсон заявил, что средства пойдут за счёт налогоплательщиков. Такой поворот событий понравился не всем, и американцы проводили акции протеста. Так почему же у нас власти решили спасти "КИТа" через посредников, хотя деньги-то всё равно пойдут из нашего кармана?  И сумма, между прочим, немаленькая. Несколько источников на рынке в беседе с агентством "Интерфакс-АФИ" оценили объём обязательств "КИТ Финанса" перед контрагентами в 100-120 млрд руб.

На днях произошло ещё одно крупное поглощение. Внешэкономбанк (ВЭБ) за символическую сумму в 5 тыс. руб. покупает Связь-Банк. Связь-банк, созданный в 1991 году и входивший в тридцатку крупнейших банков России по размеру активов и собственному капиталу, в связи с кризисом оказался на грани банкротства ещё в середине сентября.

Стоит отметить, что чистая прибыль Связь-банка за прошлый год выросла в 20 раз по сравнению с 2006 годом. Такого резкого увеличения заработков по итогам прошлого года пока ещё не показывал ни один российский банк, передаёт Коммерсантъ.

ВЭБ уже направил 59 млрд руб. на исполнение текущих обязательств Связь-Банка. Финансовую устойчивость банка подорвали два обстоятельства, говорит глава ВЭБа Владимир Дмитриев: "Во-первых, увлечение сделками РЕПО на падающем рынке и разбалансированность баланса, то есть короткие пассивы и длинные активы".

Следующими претендентами на банкротство после "Связь-банка" и "КИТ Финанса" могут стать более мелкие кредитные организации. Из-за неисполнения клиентских платежей в общем объёме 400 млн руб. Банк России ограничил перечисления бюджетных платежей клиентов банка "Русский банкирский дом". Накануне же стало известно о претензиях клиентов к банкам "Московский капитал" (86-е место по размеру активов и 136-е - по размеру собственного капитала).  Также, по сообщениям некоторых СМИ, в поисках инвестора находится ИК "Тройка Диалог", интерес к которой, якобы, проявил "Сбербанк". Правда, пока владелец "Тройки Диалог" Рубен Варданян назвал информацию о возможной сделке слухом.

Но сейчас нарастает другая проблема – инвесторов на всех может не хватить. Карманы у госструктур не безграничны и рано или поздно, может сложиться ситуация, что цена даже в 100 рублей окажется запредельной. За примером далеко ходить не приходится: ЦБ отозвал лицензию у банка "Евразия-Центр" и теперь АСВ придётся выплатить почти миллиард рублей вкладчикам. Мера повышения страховых выплат по вкладам до 700 тыс. руб. была принята вовремя, но даже она не спасёт  от массовой паники при разорении банков, что, в свою очередь, лишь усугубит кризис ликвидности.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости.

Читайте также:

Гражданская авиация в России: клиент жив или всё-таки…

Депозиты уходят в "минус" вместе с надеждами россиян

500 долларов в минуту или как заработать на детях

Финансовый кризис: когда же будет "дно"?

Спасение пенсий ценой бизнеса