ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В минувшую субботу, 15 ноября, внимание всего мира было приковано к столице США - Вашингтону, где в здании Национального архитектурного музея проходил антикризисный саммит "Большой двадцатки" (G20) - неформального объединения 20 наиболее влиятельных развитых и развивающихся стран мира. Представители  Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Мексики, России, Саудовской Аравии, Южной Африки, Южной Кореи, Турции, Великобритании, США, а также приглашённый в последний момент премьер-министр официально не входящей в G20 Испании Хосе Родригес Сапатеро, собрались по приглашению Джорджа Буша-младшего, чтобы обсудить мировой финансовый кризис, а также стратегию и тактику борьбы с ним.

Саммит запомнился наблюдателям большим количеством речей - выступили все приглашённые президенты, а за ними премьер-министры, за исключением голландского премьера Яна Питера Балкененде, вынужденного вернуться в тот же день на родину по семейным обстоятельствам и оптимизмом хозяина саммита – уходящего американского президента. В пятницу, на торжественном ужине накануне официального открытия саммита Джордж Буш младший произнёс примечательную речь, в которой в качестве самого верного пути по преодолению кризиса назвал "продвижение политики, направленной на поддержание свободных открытых рынков". Ибо, как заявил г-н Буш: "Свободный рыночный капитализм всегда был двигателем прогресса". Эти заявления хозяина саммита, дополненные его же признаниями того, что на мировые рынки в результате скоординированных действий ведущих стан мира пришла оттепель и стала возвращаться стабильность финансовой системы, окончательно развеяли надежды наблюдателей на то, что Вашингтонская встреча сможет стать вторым Бреттон-Вудсом, заложившим основы мирового финансового устройства для 21 столетия.

Хотя сомнения в судьбоносности Вашингтонского форума возникли раньше, когда от участия в нём отказался человек, который действительно будет вытаскивать из кризиса крупнейшую экономику мира - вновь избранный американский президент Барак Хусейн Обама. В этих условиях провозглашение Бушем в качестве панацеи от кризиса дискредитировавший себя "свободный рыночный капитализм", который отвергается не только сторонниками плановой системы из КНР, но и выступающими за усиление роли государства европейцами, например Николя Саркози, вызывал определённые опасения, что форум завершится безрезультатно. Уж слишком далеки казались друг от друга позиции завзятых идейных либералов и рыночников с одной стороны, и государственных патерналистов, не говоря уже о сторонниках плана, с другой. Тем не менее, к радости собравшихся лидеров, им удалось согласовать общую итоговую декларацию, в которой, правда, не содержится какого-либо общего плана действий по борьбе кризисом, но зато сформулированы общие принципы реформирования финансовых рынков, а также выведены поручения, которые все члены "Большой двадцатки" должны дать своим экспертам и министрам.

В соответствии с принятой декларацией, все страны G20 взяли на себя обязательство до 31 марта 2009 года принять необходимые меры по реструктуризации финансовой системы. При этом предусматриваются шесть основных направлений. Прежде всего, признана "необходимость дальнейших мер по стабилизации финансовой системы". Для этого Центробанки стран-участниц должны осуществлять необходимую поддержку экономике посредством корректировки валютной политики. Конкретные меры определяются каждой страной индивидуально исходя из сложившихся условий. Кроме того, была отмечена важность введения дополнительных налоговых льгот для населения, с тем, чтобы стимулировать потребительский спрос на внутренних рынках. В качестве четвёртого пункта была обозначена необходимость финансовой поддержки развивающихся стран и стран с формирующейся экономикой. Призвав Всемирный Банк оказать поддержку наиболее нуждающимся государствам, "Большая двадцатка" обязалась обеспечить ВМФ и ВБ "необходимым количеством средств" для оказания эффективной помощи в условиях кризиса. Кроме того, страны-участники договорились провести следующую встречу в формате G20 30 апреля 2009 года в Лондоне. И наконец, участники саммита договорились составить список финансовых институтов, чей крах может угрожать мировой экономической стабильности. Список должен быть подготовлен к 31 марта. К этому же сроку должны будут быть разработаны конкретные меры по регулированию мировой экономики.

Российское участие в саммите запомнилось наблюдателям двумя инициативами. Прежде всего, президент Медведев предложил сделать "Большую двадцатку" основным  координатором реформирования и развития мировой финансовой системы. Страны же "Большой восьмёрки" станут отвечать за глобальную архитектуру безопасности. Эта идея получила поддержку участников. Другое предложение главы российской делегации - учредить международную комиссию из авторитетных и независимых "финансовых гуру" для реформирования мировой финансовой системы, было встречено пока что гораздо более сдержанно.

И это не удивительно. Анализ действия правительств разных стран по преодолению финансового кризиса показывает, что принципиальное расхождение в антикризисных стратегиях проходит не между сторонниками свободного рынка и государственного вмешательства, а между наличием и отсутствием социальной направленности в антикризисных программах. Ведущие страны Запада демонстрирует такую направленность, всячески стимулируя потребительскую активность и социальную поддержку населения.  Так, в Японии каждая семья получит налоговые освобождения (например: семья из 4 человек - на 60 тыс. иен), Австралия с 8 декабря начинает разовые выплаты социально незащищённым слоям населения, в ФРГ налоговая нагрузка на семьи будет снижена на 6 млрд евро. В США правительство застраховало на 300 млрд долларов новые 30-летние ипотечные кредиты с фиксированной ставкой процента и снизило налоги для покупателей первого дома на 7,5 тыс. долларов. В Швеции на предоставление гарантий банкам и институтам ипотеки зарезервировано 1,5 трлн шведских крон (190,5 млрд долларов), а в Канаде правительство выкупает у Канадской ипотечной жилищной корпорации закладные на 25 млрд долларов.

В РФ же единственным социальным мероприятием будет повышение максимального размера пособия по безработице в 2009 году, хотя, имея значительные резервы, правительство могло бы реально помочь миллионам россиян заморозив тарифы на услуги естественных монополий, максимально снизив НДС на товары российского производства, освободив от уплаты подоходного налога граждан с доходами ниже прожиточного уровня и пр. Пока же, львиная доля из выделенных на борьбу с кризисом 6,2 трлн руб. вкладываются в поддержку крупного бизнеса, в банки, ипотечную систему, на выкуп ценных бумаг с фондового рынка и снижение вывозных пошлин на нефть. Правительства ведущих западных стран, действующие в условиях развитой политической конкуренции, не могут позволить себе проводить такую самоубийственную политику, лишающую их поддержки населения. Это убедительно продемонстрировали недавние выборы в США, проигранные республиканцами, несмотря на то, что именно представители этой партии национализировали ипотечную ассоциацию Fanni Mae и корпорацию Freddie Mac, а каждый новый ипотечный кредит страхуется на бюджетные деньги. В таких условиях советы российских финансовых гуру не пользуются спросом. Впрочем, до апреля ещё есть время, и всем россиянам хотелось бы надеяться на успех антикризисных планов, какой бы направленности они ни были.  

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Кризис даёт науке шанс

ФИНАНСОВАЯ СВОДКА на 21.00: G20 не оправдала надежд

СВОДКА УВОЛЬНЕНИЙ на 17.00: на чём экономят работодатели?

ВОЕННАЯ СВОДКА на 9.00: возобновляются переговоры между РФ и Грузией