ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Мироощущение россиянина изменилась кардинальнейшим образом буквально на протяжении последних нескольких месяцев. Ещё совсем недавно, весной и летом прошлого года, СМИ наперегонки спешили обрадовать читателей и слушателей очередным невероятным ростом золотовалютных резервов страны, фактическим укреплением курса рубля и всем тем, что ласкало зрение и слух и укрепляло веру в то, что россияне живут в исключительно стабильной стране, которой не страшны бури и штормы в экономике, политике, государственном и социальном устройстве. Конечно, не обходилось и без ложки дёгтя – инфляция упрямо не желала приручаться, но и она, в общем-то, достаточно легко вписывалась в ясную и стройную картину мира.

Крушение надежд случилось, по историческим меркам, мгновенно. Теперь мы живём в стране с галопирующей инфляцией, неудержимо растущей безработицей, постоянно обесценивающейся национальной валютой и стремительно усыхающими международными резервами.

В периоды кризисов власти могут  сколь угодно много призывать своих сограждан к терпению, однако у человеческой природы есть чисто физиологические границы, выход за которые порождает в начале стихийный, а затем всё более и более осмысленный и рациональный протест, способный принимать самые разнообразные формы – от требований досрочных выборов до погромов, как в Греции и Литве.

Насколько высок градус кипения в России, постарались измерить  социологи Федеральной службы государственной статистики. В минувшую пятницу сайт Росстата опубликовал результаты исследования потребительских ожиданий в России в IV квартале 2008 года. Специалисты Росстата опросили 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах во всех субъектах федерации относительно произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в РФ, личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. При этом все респонденты были поделены на три возрастные категории: молодёжь (16-29 лет), лиц среднего (30-49 лет) и старшего возраста (50 лет и старше).

Наибольшее разочарование россиянам принесли произошедшие изменения в экономике страны. Индекс произошедших изменений, рассчитанный по соответствующей формуле, составил - 30%, тогда как в IV квартале 2007 года его величина составляла +2%.

У обычно оптимистичной молодёжи этот индекс упал на 38%, у лиц среднего возраста – на 32%, а у лиц старшего возраста – на 28%. То есть молодёжь, пусть даже и в чём-то субъективно, тяжелее других возрастных групп переживает экономические трудности. А это значит, что вовлечённость, прежде всего, молодых в акции протеста, антиправительственные выступления, массовые беспорядки имеет вполне рациональные основания.   

Другая измеряемая величина – индекс ожидаемых изменений в экономике России на краткосрочную перспективу составил -19%. По сравнению с IV кварталом прошлого года (+2%) он уменьшился на 21%. Именно на столько пессимистичнее россияне стали смотреть на перспективы отечественной экономики. Тут в большей степени оптимистами являются молодые, а с увеличением возраста скептицизм только нарастает. Индексы составили, соответственно, -14%, -20%, -22%.  

Интересным оказался тот факт, что у респондентов весьма незначительно – с -7% (в IV квартале 2007 г.) до -13% (в IV квартале 2008 г.), снизился индекс произошедших изменений в личном материальном положении. При переводе в абсолютные цифры это означает, что в прошлом году 14% респондентов признали наличие позитивных изменений в своём материальном положении, в то время как в позапрошлом году таких было 18%. При этом доля лиц, считающих, что их материальное положение ухудшилось, составила 33%. Индекс оценки текущего материального положения не изменился по сравнению с прошлым годом, составив -17%. Однако в то же время, на целых 9% снизился индекс благоприятности условий для крупных покупок, составив -26%. Это значит, что россияне всё больше откладывают крупные приобретения до лучших времён, предпочитая иметь вместо товаров личную финансовую подушку безопасности, которая поможет пережить кризис.

Получив все вышеперечисленные индексы, социологи суммировали их и вывели среднеарифметическое число, представляющее собой индекс потребительской уверенности (ИПУ) россиян. Оказалось, что именно в октябре-ноябре 2008 года ИПУ круто обвалился после, практически, непрерывного роста начиная с 2001 года. Теперь же он вышел примерно на уровень IV квартала 2000 года (-17%), снизившись по сравнению с июлем-сентябрём 2008 года на 21%, а с IV кварталом 2007 года – на 15%. Причём в наибольшей мере пессимизм поразил молодёжь (снижение на 18%) и средний возраст (17%), в то время как старший возраст оказался психологически и морально более устойчив (12%).

Чрезвычайно интересной оказалось возможность сравнить уровень пессимизма и оптимизма различных европейских наций. Оказывается, что россияне не являются самыми отъявленными пессимистами среди европейцев, уступив, по данным Business and Consumer Survey Results. EUROPEAN, в этом отношении, пальму первенства Греции (-55,3%), Венгрии (-54,3%) и Португалии (-47,5%). Впрочем, России далеко и до стран, возглавивших список оптимистов – Финляндии (-2,1%), Дании (-2,9%) и Швеции (-7%). Хотя, как показывают исследования социологов, в Европе сейчас нет безусловных оптимистов. Из 19 европейских стран, в которых измерялся ИПУ, нет ни одной, в которой он имел бы положительное значение, хотя ещё в ноябре 2007 года таких было 7.

Некоторые эксперты считают, что относительно оптимистичный взгляд россиян объясняется их малой информированностью в сравнении с европейцами. Другие полагают, что, пройдя хаос 90-х годов, россияне получили определённые навыки выживания, веру в себя и опыт, которые не дают им отчаиваться. Вполне возможно и то, и другое. В любом случае, очевидно, что россияне вступили в сложнейший период адаптации к кризису в экономике и обществе.Они отлично понимают, что живут в период экономических испытаний и, в то же время, далеки от того, чтобы всё рисовать чёрной краской, подобно грекам или португальцам. Скорее всего, это та золотая середина, которая даёт возможность выкарабкаться тем, кто объективно оценивает реальность, верит в лучшее и не опускает руки. Чтобы не упустить этот шанс, чрезвычайно важно на данном этапе сохранить общественное согласие, чтобы разочарование молодёжи компенсировалось стойкостью старших, равно как и скептицизм последних уравновешивался бы верой в лучшее первых. И тогда кризис отступит, ведь он не вечен.  

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:   

Капкан кризиса для олигархов

Кинорынок в России: продолжит рост или рухнет в пропасть?

Кризис и ложка мёда

Экономические итоги 2008-го: в "тихой гавани" заштормило