ОРЕАНДА-НОВОСТИ  На фоне сотрясающего всю планету финансового кризиса может показаться, что всё внимание правительств ведущих мировых держав сосредоточено исключительно на насущных заботах по спасению национальных экономик. Однако стратегические интересы основных геополитических игроков в гораздо меньшей степени подвержены инфляции и девальвации, чем их денежные единицы и кредитно-финансовые системы. Наглядным подтверждением этому стала опубликованная в начале января директива по национальной безопасности США о региональной политике в Арктике, подписанная Джорджем Бушем в самый канун ухода из Белого дома.

В этом документе после общих фраз о готовности Америки развивать тесное взаимодействие с другими арктическими странами, включая Россию, в таких сферах как экология, защита биоресурсов и свобода морской навигации, прямо говорится, что главной задачей США в Арктике является всестороннее обеспечение своих "фундаментальных и широких национальных интересов". При этом особо подчёркивается, что для их отстаивания Вашингтон оставляет за собой право на любые односторонние действия, включая силовые.

Что же это за интересы, для защиты которых США готовы пойти на любые крайние меры? К ним, как это ни странно, прежде всего отнесены противоракетная оборона, раннее предупреждение, военно-морское присутствие, стратегическое сдерживание, а также развёртывание морских и воздушных систем для стратегической доставки по воздуху. Выходит, что для защиты своих национальных интересов в сфере военной безопасности (к которым относится всё вышеперечисленное) США намерены использовать военные же средства. Логическая цепочка довольно странная. Ведь военная безопасность не есть самоцель, а сама является лишь средством достижения вполне конкретных целей – политических и экономических.

Однако такие цели в директиве почему-то не указываются. Вместо этого в ней приводится ещё один занятный аргумент в пользу усиления военного присутствия США в регионе. Оказывается, помимо противодействия глобальным внешним угрозам Америка имеет в Арктике и "основополагающие интересы внутренней безопасности". Они заключаются, ни много, ни мало, в "предотвращении террористических нападений и недопущении иных криминальных или враждебных актов, которые могли бы увеличить уязвимость США для терроризма в арктическом регионе".

После трагедии 11 сентября во всём мире уже привыкли, что едва ли не все свои внешнеполитические и военные шаги американцы мотивируют борьбой с терроризмом. Но искать террористов в арктических льдах среди белых медведей – это явный перебор даже для поднаторевшей в политической демагогии администрации Джорджа Буша! Пресловутые пробирки с белым порошком, которыми перед вторжением в Ирак размахивал в ООН тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, кажутся на этом фоне детским лепетом.

Очевидно, что все содержащиеся в директиве пассажи относительно военно-стратегического значения Арктики и её уязвимости для международного терроризма – лишь ширма для истинных целей Вашингтона. По мнению большинства экспертов, реальные мотивы интереса США к Арктике заключаются в природных богатствах этого региона, где, по оценкам специалистов, находится до 20% мировых запасов углеводородов. Частично они уже добываются или готовятся к разработке в пределах особых экономических зон арктических стран. Однако эти зоны покрывают лишь акваторию в пределах 200 морских миль от побережья, тогда как на освоении большей части Арктики, которая из-за глобального потепления становится всё более и более доступной, по-прежнему лежит табу в виде нератифицированной международной морской конвенции. Её ратификация всеми заинтересованными сторонами могла бы открыть дорогу к международному разделу Арктики, тем более, что претензии на те или иные её сектора уже высказали и обосновали практически все государства региона.

Единственной арктической страной, которая на сегодняшний день не ратифицировала этот документ, остаются Соединённые Штаты. Здесь-то как раз и следует искать основной смысл подписанной Джорджем Бушем директивы. В её заключительной части сенату США даётся указание в кратчайшие сроки ратифицировать международную конвенцию по морскому праву, что должно устранить последний барьер к началу открытой борьбы за природные богатства Арктики.

В той же части директивы министру обороны, госсекретарю и министру внутренней безопасности США даются конкретные поручения по "созданию более значительных возможностей и потенциала для защиты воздушных, наземных и морских границ США в регионе Арктики", а также по "обеспечению глобальной мобильности военных и гражданских судов США во всём арктическом регионе". Одним из первоочередных шагов по воплощению в жизнь этих поручений может стать развёртывание в Арктике американской военно-морской базы. По крайней мере, именно об этом в конце прошлого года заявил директор по вопросам политики морской безопасности в управлении планирования аппарата руководителя морскими операциями ВМС США коммандер Эндрю Гарлингтон.

Большинство экспертов уверено, что подписанный Джорджем Бушем документ согласован с будущей американской администрацией и после инаугурации Барака Обамы международная конвенция по морскому праву будет ратифицирована. Это означает, что в самое ближайшее время нас ожидает острая борьба за природные ресурсы Северного Ледовитого океана. При этом, как ясно следует из всё той же директивы Буша, в условиях конкурентной борьбы за эти ресурсы отнюдь не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы.

Георгий Пешков, Ореанда-Новости

Читайте также:

"Гудзонское чудо" и подвиг Мостового: как это было

Унесённые кризисом: россияне простились с иллюзиями

Капкан кризиса для олигархов

Буш уходит, проблемы остаются