ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На днях стало известно, что кинорежиссёр Фёдор Бондарчук вместе со своими партнёрами создаст в России сеть кинотеатров, которые получат название "Кино Сити". В проекте примут участие основатель "Кронверк Синема" Эдуард Пичугин и продюсер Сергей Сельянов.

Планируется, что к 2013 году в российских городах, где проживает менее 400 тыс. человек, появятся 122 новых кинотеатра. Причём, в 40 городах уже имеется договорённость с мэрией о выделении земли под строительство. Комплексы будут строиться из лёгких металлических конструкций - примерная стоимость одного кинотеатра составляет 100 млн руб. Здесь будет размещаться от двух до четырёх кинозалов, интернет-клуб, кафе и молодёжный клуб. Учредители "Кино Сити" рассчитывают, что средняя наполняемость кинотеатра составит 23%, а стоимость билета будет варьироваться от 20 до 130 руб.

Статистика показывает, что подобный проект нужен России давно и именно в небольших городах. К примеру, в Западной Европе один кинозал приходится на 15-25 тыс. человек, в то время как в России - более чем на 80 тыс. человек. Таковы данные Министерства культуры РФ. Согласно отчёту компании "Каро-фильм" за четвёртый квартал 2008 года, на конец 2007 года в России действовало 1 510 кинозалов в 649 кинотеатрах (по последним данным 1684 экрана в 680 кинотеатрах). Среднее число экранов в кинотеатре составляет 2,3. При этом в 2007-2008 годах число кинозалов увеличивалось примерно на 70-75 ежегодно. По оценкам гендиректора "Инвесткинопроекта" Андрея Орехова, рост числа экранов в ближайшие два года сильно замедлится - строительство многих кинотеатров сейчас заморожено из-за кризиса.

Однако, в небольших городах планируется не только развитие сети кинотеатров "Кино Сити". В понедельник, 16 февраля стало известно, что Министерство культуры также откроет сеть цифровых кинотеатров в небольших городах с населением до полумиллиона жителей. До 2015 года планируется открыть 500-600 новых кинозалов. Инвестиции в проект составят 50-60 млн долларов. Пока точно неизвестно, связаны ли между собой проекты Минкульта и Фёдора Бондачрука. Если нет, и оба этих плана будут претворены в жизнь, число кинозалов в России вполне может выйти на качественно новый уровень.

Между тем, возникает закономерный вопрос: стоит ли строить во время кризиса и будут ли заполняться новые кинозалы зрителем? Статистика утверждает, что посещаемость российских кинотеатров в первый месяц прокатного года (с 1 декабря) упала на 45,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а кассовые сборы сократились на 33,8%. Данных за январь пока нет, но ожидается, что падение продолжится и составит 30%-35%. Аналитики связывают такую тенденцию не только с финансовым кризисом, но и с отсутствием в прокате картин уровня двух "Дозоров" или второй "Иронии судьбы", которые были кассовыми лидерами этого же периода.

Дальше может быть ещё хуже. Эксперты прогнозируют, что в 2009 году в России из-за инфляции могут заметно подорожать билеты в кинотеатры, а поход в кино для многих россиян вообще станет непозволительной роскошью. В 2008 году билеты в российских кинотеатрах уже подорожали на 20%, средняя цена сейчас составляет 5-7 долларов. В таких условиях жители небольших городов могут просто проигнорировать открывшиеся кинотеатры и их наполняемость установится на минимальном уровне.

С другой стороны, кинотеатр может стать отличным средством забыть про насущные жизненные проблемы, про кризис и неурядицы в семье. Подтверждением тому являются итоги XII профессиональной кинопремии "Блокбастер-2008", которые показали, что российский зритель выбирает комедии и разрекламированные фильмы. Первое место получил фильм "Ирония судьбы. Продолжение", собравший 49,92 млн долларов по России и СНГ. Всего в стране за прошлый год было снято 86 фильмов, но более половины всех сборов (55%) сделали три из них: "Ирония судьбы. Продолжение", "Самый лучший фильм" и "Адмиралъ".
Кинокритик и социолог Даниил Дондурей считает, что популярность кино определяют либо спецэффекты ("Человек-паук", "Властелин колец", "Бэтмен"), либо развлечение во всех видах и формах. Именно к этой категории и относятся все отечественные блокбастеры. Тем временем в США кризис, наоборот, повысил посещаемость кинотеатров на 16%. Выручка от показа кино в январе 2009 года выросла почти на 20 % по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 1 млрд долларов.

По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в Европе посещаемость кинотеатров падает, но не во всех странах. Если в позапрошлом году билеты в кино купили 116,9 млн испанцев и 116,4 млн итальянцев, то в 2008 году число проданных билетов снизилось, соответственно, до 108 и 111,6 млн. Причём, в Испании спад на рынке кинопроката продолжается четвёртый год подряд.

Дать однозначные прогнозы о том, насколько будет успешным проект Бондарчука и его партнёров, сложно. Главной причиной этому является неустойчивая финансовая ситуация в мире, которая влияет на число проданных билетов и соответственно, сборы фильмов и кинотеатров. К тому же, если избалованные вниманием жители крупных городов пока не готовы отказаться от развлечений и продолжают ходить в кино, то в небольших городках процессы урезания семейного бюджета проходят куда быстрее.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости.

Читайте также:

Глубокая заморозка: кризис останавливает самые престижные стройки

Жизнь не по уставу

Олимпиада в Сочи споткнулась о землю

ОСАГО по-новому – коллапс для страховщиков, счастье для автомобилистов