ОРЕАНДА-НОВОСТИ  За последние полгода-год многие учёные-климатологи пересмотрели свои прежние прогнозы относительно сроков освобождения арктических вод от ледяного покрова. Теперь считается, это может произойти не к 2020-2025 гг., а существенно раньше – уже к 2013-2015 гг. Об этом свидетельствуют темпы таяния гренландских ледников и динамика изменения среднегодовых температур в районе Северного Ледовитого океана. 

Новые оценки климатологов спровоцировали резкое повышение интереса арктических держав, НАТО и Евросоюза к региону Крайнего Севера. Интерес этот зиждется, в основном, на двух узловых моментах – появлении в перспективе возможностей для масштабного освоения недоступных прежде богатейших природных ресурсов Арктики и всё более широком открытии для коммерческого судоходства Северного морского пути. Эти же обстоятельства, как неумолимо следует из классической геополитики, а ещё более – из всего хода мировой истории, грозят превратить Арктику в один из наиболее милитаризованных регионов мира. Ведь не секрет, что природные ресурсы и торговые маршруты представляют собой два основных объекта военно-политического соперничества между ведущими игроками "мировой шахматной партии", региональными державами и их союзами.

События начала текущего года со всей наглядностью демонстрируют незыблемость этой геополитической аксиомы. Так, в январе, незадолго до своего ухода из Белого дома, Джордж Буш подписал директиву по национальной безопасности, где было особо отмечено, что США готовы "всеми доступными средствами обеспечивать защиту своих национальных интересов в Арктическом регионе", в частности, намерены существенно увеличить там своё военно-морское присутствие. В конце того же месяца в Рейкьявике прошла натовская конференция "Перспективы безопасности на Крайнем Севере", по итогам которой генсек Североатлантического альянса Яап де Хооф Схеффер недвусмысленно заявил, что НАТО "остро нуждается в усилении военного присутствия в Арктике". Наконец, совсем недавно - в первой декаде февраля - о намерении создать объединённые силы быстрого реагирования "для обеспечения безопасности и законных интересов" в арктическом регионе объявили пять Северных стран – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия.

На последнем событии стоит остановиться особо, поскольку оно свидетельствует о появлении в Арктике новой крупной военно-политической силы после США, Канады, России и НАТО. По отдельности пять названных стран не обладают серьёзной военной мощью, но вместе могут составить внушительный "кулак", способный конкурировать с остальными арктическими державами. Так, совокупные силы "Скандинавского блока" вместе с датскими и норвежскими частями местной самообороны "хемверн" насчитывают около четверти миллиона человек. Это примерно одна пятая от численности российской армии, однако, в отличие от последней, силы эти сконцентрированы в одном сравнительно небольшом районе и могут быть быстро мобилизованы для решения общей задачи. Немаловажно также, что армии Северных стран прекрасно обучены и оснащены, отличаются высокими психологическими и морально-волевыми качествами, великолепно знакомы с климатическими и географическими условиями Севера.

Что касается вооружения, то на сегодняшний день "Скандинавский блок" располагает 1,2 тыс. танков, более 4 тыс. БТР и БМП, около 5 тыс. артиллерийских орудий и миномётов. Весьма внушительны их военно-воздушные и военно-морские силы (что особенно значимо с учётом специфики и характера возможных боевых действий на арктическом ТВД): на вооружении  армий Северных стран находятся 600 боевых самолётов, 25 подводных лодок и более 30 боевых кораблей основных классов. При этом значительная часть этих вооружений не подпадает под какие-либо ограничительные договоры, так как находится в формально нейтральных Швеции и Финляндии. Мы же, следуя взятым на себя обязательствам в рамках договорённостей с НАТО (т.н. фланговым ограничениям), вывели с российского Северо-Запада (или уничтожили) большую часть своей тяжёлой военной техники. Следует также заметить, что на вооружении ВС Северных стран, в отличие от российской армии, стоит в основном новейшее оружие (как натовского, так и собственного производства).

Понятно, что не вся эта армада, создававшаяся ещё во времена "холодной войны", будет немедленно перенацелена на "арктические войны" будущего. В ближайших планах Северных стран – создание объединённого отряда быстрого реагирования, группировки военно-морских сил и единой системы спутникового наблюдения, а также организация постоянного патрулирования морских границ и воздушного пространства над Исландией. Однако, с учётом вышеупомянутых намерений США и НАТО по расширению своего военного присутствия на Крайнем Севере можно констатировать, что старт милитаризации Арктики дан.

Было бы преувеличением утверждать, что этот процесс направлен исключительно на противодействие России и её интересам в регионе. Безусловно, активизация арктической политики Москвы в последние годы вызывает серьёзную озабоченность у наших соседей по Арктике. Достаточно вспомнить нервную реакцию в мире на установку российского триколора на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом. Между Россией и Норвегией по-прежнему не урегулированы спорные зоны газодобычи и рыболовства в Баренцевом море, сохраняются разногласия по статусу Шпицбергена.

Однако между другими участниками "арктической гонки" также существует немало противоречий. Так, США и Канада спорят по поводу статуса Северо-Западного прохода: Оттава считает его своим (как и мы - Севморпуть), а Вашингтон - международными водами. Обострились споры между Канадой и Данией, а также "внутри" Дании, то есть между собственно Данией и Гренландией. Последнюю как-то вдруг потянуло к независимости.

В условиях взаимного недоверия неудивительно, что все участники "арктического процесса" волей-неволей готовятся к самому неблагоприятному сценарию развития событий в регионе - силовому. Предотвратить его можно лишь коллективными усилиями всех арктических держав, по возможности не прибегая при этом к услугам "третьих лиц", будь-то НАТО, ЕС или какая-либо иная надрегиональная структура.

Пока, тем не менее, картина наблюдается обратная. Каждая сторона тянет "арктическое одеяло" на себя, стремясь поскорей - пока в Арктике ещё стоят льды - "застолбить" за собой как можно больший кусок "безхозных" северных территорий. Мнения остальных при этом во внимание не принимаются. Все без исключения демонстрируют готовность драться за "своё" любыми доступными средствами, сильные - в одиночку, слабые - объединясь в тактические союзы. Рано или поздно это может вылиться в попытку силой навязать конкурентам свои условия и правила игры. В этом случае из тихого края полярных медведей и северного сияния Арктика волне может превратиться в зону боевых действий.

Остаётся, впрочем, надежда на неподвластные пока человеку силы природы. Возможно, учёные ошибаются – случается ведь и такое. И вскоре вместо глобального потепления очередной климатический цикл принесёт нам новое похолодание, как уже не раз бывало в истории земли, в том числе в обозримый исторический период. И тогда страсти вокруг Арктики временно улягутся, чтобы тут же накалиться где-нибудь в другой части планеты.

Георгий Пешков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Арктические шахматы

Арктические шахматы. Часть 2

Америка вступает в борьбу за Арктику

Олег Янковский: "Играть - так играть!"