ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Основным международным событием текущей недели, безусловно, станет запланированный на 1-2 апреля в Лондоне саммит 20 наиболее развитых промышленных стран мира, посвящённый борьбе с мировым экономическим кризисом. В условиях обострения кризисных явлений в экономиках всего мира, сопровождающихся ростом противостояния широких масс населения и политических элит, политики ведущих стран торжественно заверяют избирателей в своей решимости принять конкретные решения в интересах своих стран и мирового сообщества. Россия не стала исключением в этом ряду. С чем же отправляется на саммит российская делегация?

Основные предложения российского руководства "двадцатке" уже не раз озвучивались в прессе. В минувшее воскресенье о них говорил в своём интервью телекомпании Би-Би-Си президент России Дмитрий Медведев. 30 марта соответствующее заявление для прессы сделал помощник президента России Аркадий Дворкович. И, наконец,  план действий России, направленный на выведение национальной и мировой экономик из кризиса, был представлен за две недели до начала саммита на официальном сайте Кремля.

Анализ вышеперечисленных и других источников показывает, что Москва планирует обратиться к участникам саммита с целой программой реформирование всей мировой финансовой системы, уже успевшей получить в некоторых СМИ название "апрельских тезисов". Эти 8 основных предложений российских властей выглядят следующим образом: 1)  регулирование макроэкономической и бюджетной политики ("необходимо разработать и принять международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для ведущих мировых экономик"); 2) стимулирование внутреннего спроса в период кризиса  (этот же пункт предусматривает согласованные действия регуляторов по сдерживанию спекуляций: коротких продаж, маржинальных сделок и пр.); 3) регулирование и надзор (Москва предлагает принять международное соглашение, определяющее стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе во всём мире; оно уже получило название Standard Universal Regulatory Framework (SURF); 4) реформирование международной валютно-финансовой системы (два основных пути: расширение (диверсификация) перечня валют, используемых в качестве резервных; создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами); 5) реформирование международных финансовых институтов (имеется в виду пересмотр роли и мандата МВФ, увеличение его ресурсов); 6) финансирование развития (предусматривается концентрация мировой финансовой помощи "на поддержке наиболее бедных и уязвимых слоёв населения в развивающихся странах, а также на финансировании инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического роста и одновременно обеспечивающих решение проблемы занятости"); 7) финансовая грамотность населения (предложение "разработать и запустить не только на национальной, но и на международной основе специальные программы повышения финансовой грамотности населения"); 8) концепция энергоэффективного роста ("энергосбережение; снижение ценовой волатильности на основе обеспечения доверия и взаимозависимости между производителями, потребителями и транзитёрами энергоресурсов; повышение роли ядерной и современной возобновляемой энергетики; разработка новых энергетических технологий").

К сожалению, как считают многие эксперты, данная программа имеет чрезвычайно мало шансов на одобрение саммитом и реализацию, поскольку в своих основных, принципиальных моментах она расходится с интересами США. Соединённые Штаты и их союзники вряд ли будут возражать против таких рутинных решений, как продолжение экономической помощи слаборазвитым странам, повышение финансовой грамотности (хотя очевидно, что они всячески попытаются уменьшить бремя расходов из своих бюджетов); не будут они противиться и, мягко говоря, довольно странному желанию государства-экспортёра энергоносителей "попилить сук, на котором оно сидит", т.е. поспособствовать развитию энергосбережения и новых энергетических технологий.

Однако США уже успели жёстко выступить против реформирования МВФ и международной валютно-финансовой системы. Ведущих доноров МВФ (США, Япония и др.) вполне устраивает существующее положение вещей, при котором они играют первую скрипку в функционировании фонда. Единственная вещь, на которую они согласны,- увеличение капитала МВФ (по предложению администрации Обамы на 500 млрд долларов), который можно было бы использовать для санации поражённых кризисом экономик    

В ещё большей степени США не приемлют планы ограничения или лишения доллара функции мировой резервной валюты, исполнение которой приносит стране вполне ощутимые экономические выгоды. Отметая всякие дискуссии на этот счёт, президент Обама заявил на пресс-конференции в Белом доме 24 марта, что доллар укрепился, а инвесторы считают американскую валюту самой сильной. "США - страна с сильнейшей экономикой и наиболее стабильной политической системой в мире. Я уверен и в американской экономике, и в долларе", - заверил американский президент. Более того, по словам Обамы экономика США уже начала восстанавливаться после рецессии. При этом эксперты затрудняются ответить на вопрос, какие признаки послужили президенту США доказательством того, что кризис заканчивается. Ведь в США по-прежнему растёт безработица, продолжается спад промпроизводства, регистрируется дефляция.

И хотя предложение о введении новой мировой валюты высказывается уже не в первый раз (в своё время Нурсултан Назарбаев предлагал ввести общую валюту "евраз"  в рамках ЕврАзЭС; Джордж Сорос высказывался за придание функций мировой валюты специальным правам заимствования (Special Drawing Rights, SDR) - искусственному платёжному средству МВФ, привязанному к корзине валют и введённому в 1969 году) и его, помимо РФ, поддерживает и Китай (24 марта 2009 года Центробанк страны обнародовал план реформирования мировой финансовой системы, в котором предложил использовать в качестве единой мировой валюты всё те же SDR), эксперты чрезвычайно скептически оценивают судьбу этой идеи, покушающуюся на экономическое благополучие США. Это хорошо понимают и в Кремле. Неслучайно Дворкович заявил в своём интервью: "У нас была цель инициировать дискуссию на эту тему, потому что мы понимаем, что сегодняшняя система неадекватна и содержит в себе слишком много рисков, связанных с односторонними действиями того небольшого количества стран, которые отвечают за выпуск резервных валют".   

Является ли, в таком случае, участие в саммите бесполезной тратой времени и сил? Наверное, нет. Саммит -  хороший повод чётко заявить на международной арене о своей позиции, найти союзников, укрепить отношения. Будет ли участие в саммите способствовать преодолению кризиса в российской экономике? Пока об этом сказать трудно, хотя и хочется надеяться на результативное участие в саммите и успех в донесении голоса и мнения России до мирового сообщества. 

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Олимпийские бои

А кран не знал и падал

Идёт охота на "жучков"...

Мифы в ореоле тайны: загадочный гений Гоголя