ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На минувшей неделе в Пушкинском музее открылась уникальная экспозиция "Эпоха Фаберже". Здесь выставлено множество работ знаменитого ювелирного дома, ставшего Поставщиком Высочайшего Двора, а также некоторых других мастеров того времени.

История Карла Фаберже - от владельца небольшой мастерской до самого узнаваемого в мире бренда ювелирного дела - доказательство тому, что без упорства и новаторства успеха не добиться. Ювелирный бизнес достался Карлу Фаберже от своего отца Густава. Тот открыл свой первый ювелирный магазин в 1842 году. Это было скромное здание на Большой Морской улице. За 30 лет Густав так и не смог превратить своё дело в нечто большое, хотя бренд Фаберже стал узнаваем в определённых кругах. В ювелирной мастерской заказывали портсигары, часы, лампы, звонки. Но так бы и канула в лету небольшая ювелирная мастерская Фаберже, если бы не пасхальные яйца. Почином стал заказ российского императора Александра III. В 1885 году российский самодержец преподнёс супруге небольшое белое яйцо, внутри которого оказалось золотое яйцо поменьше (желток). Внутри желтка обнаружилась маленькая золотая курочка. Императрица пришла в восторг и пожелала ежегодно получать такие вот сюрпризы. С тех пор дела Карла Фаберже пошли в гору. За 30 с небольшим лет ювелирный дом создал для императорской семьи около 50 пасхальных яиц. На создание одного такого шедевра у ювелиров уходило до года, а то и более. В ход шли самые разные материалы и драгоценные камни. Внутри же яиц всегда ждал сюрприз - миниатюрная модель дворца, яхты, поезда или же фигурки птиц и животных. Последним произведением из серии пасхальных яиц стало яйцо "Орден Святого Георгия". Оно было подарено последним российским императором Николаем II своей матери императрице Марии Фёдоровне весной 1916 года.

Стоит отметить, что Карл Фаберже с новаторством подходил к созданию не только яиц. Благодаря этому изделия ювелирного дома Фаберже неизменно оказывались оригинальнее, чем у конкурентов. Ювелир был настолько требователен, что все не распроданные к концу года изделия отправлял на переплавку. При этом он считал свои изделия настоящими произведениями искусства, а не простыми драгоценностями.

"Если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 млн руб. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга", - говорил он.

После свержения монархии Карл Фаберже закрывает свою мастерскую в Петербурге и покидает Россию. Осенью 1920 года известный ювелир умирает. Покинули родину своего создания и произведения Фаберже. Советскому правительству были нужны деньги, а не шедевры ювелирного искусства. Большинство пасхальных и коронационных яиц было продано за рубеж. Самую большую частную коллекцию  (9 императорских пасхальных яиц) удалось собрать медиа-магнату Малькольму Форбсу. После его смерти было принято решение её распродать. Аукционный дом "Сотбис" в 2004 году заявил о скорых торгах. Так бы и разошлись ювелирные шедевры Фаберже по городам и весям, но их ожидала другая судьба. В дело вмешался культурно-исторический фонд "Связь времён", организованный российским миллиардером Виктором Вексельбергом. В результате переговоров вся коллекция Форбса была продана фонду до торгов. Сумма сделки не разглашается до сих пор, однако считается, что за 9 шедевров Фаберже фонд заплатил более 10 млн долларов.

Именно эти 9 яиц стали центральными экспонатами выставки "Эпоха Фаберже". Среди них,  одно их самых известных в мире, получившее название "Коронационное". В него была помещена миниатюрная копия Императорской кареты - её использовали при коронации российских самодержцев с XVIII века. Рядом "Ландыши", подаренные Николаем II своей жене Александре Фёдоровне. Из яйца выдвигаются вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Считается, что оно было самым любимым яйцом императрицы. Ещё один шедевр - "Лавровое дерево". Каждый листик этого пасхального яйца сделан из нефрита, а внутри произведения помещена заводная птичка.

Здесь также представлены другие изделия всемирно известного бренда. На выставке можно увидеть ювелирные произведения, созданные другими мастерскими. К примеру, иконы в драгоценных окладах, которые выкладывали в мастерских Овчинникова, Хлебникова и Морозова. Всего в экспозиции, которая будет работать до конца июня, представлены около 300 ювелирных предметов. Благодаря этому "Эпоха Фаберже" предстаёт во всём своём великолепии.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости.

Читайте также:

Не ждали: горняки поднимаются из забоев на митинги

На страже истории

Антикризисный провал

Ракетная мощь Исламской Республики