ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Торговый конфликт между Россией и Белоруссией, получивший название "молочной войны", вышел на новый уровень, продолжив свою эскалацию. Сейчас он не только охватывает всё новые сферы торгово-экономических отношений (например, газовую), но и грозит существенно испортить традиционно дружеские межгосударственные отношения двух стран, ставя под сомнение само существование Союзного государства России и Белоруссии. Насколько реален данный сценарий?

Последнее развитие событий ясно продемонстрировало, что "молочный" конфликт представляет собой лишь верхушку айсберга взаимного недовольства, упрёков и недоговорённостей, скопившихся в отношениях двух братских стран. Очевидным это стало 15 июня, когда министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник проинформировала СМИ о результатах нового раунда переговоров между российской и белорусской сторонами относительно возвращения белорусской молочной продукции на российский рынок. Госпожа министр заявила, что Республика Беларусь (РБ) готова приостановить поставки сухого молока в Россию на второй и третий квартал. Учитывая то обстоятельство, что россияне изначально не возражали против увеличения поставок из РБ продуктов переработки молока, например, сыров; а также тот факт, что экспортный мораторий на молоко позволил бы, с одной стороны, российским сельхозпроизводителям успешно пережить летний период низких цен, а их белорусским коллегам привести свою продукцию в соответствие с российским техническим регламентом по молоку, то, казалось, желанный компромисс, наконец-то, достигнут. 

Однако неожиданно выяснилось, что новые события практически напрочь заслонили собой сельскохозяйственную тематику, выдвинув на первый план уже иной, межгосударственный аспект противостояния. Будучи крайне недовольным неуступчивостью российского Роспотребнадзора, запретившего, как известно, 6 июня экспорт в РФ около 600 видов молочной продукции, а 9 июня, дополнительно, распространившего запрет на практически всю молочную продукцию союзной республики, президент Белоруссии Александр Лукашенко дал асимметричный, но не менее чувствительный ответ соседям, неожиданно переведя конфликт в политическую плоскость. Александр Григорьевич демонстративно проигнорировал саммит ОДКБ, проходивший в минувшее воскресенье в Москве, что стало неприятным сюрпризом для его организаторов, запланировавших на встрече в верхах такой важный в политическом и военном отношении акт, как подписание семью государствами-членами соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Дабы не допустить срыва исторического саммита, потребовавшего многомесячной изнурительной работы по согласованию позиций членов "семёрки", его участники - президенты Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана - подписали соглашение о КСОР вшестером, одновременно поручив России исполнять роль технического председателя ОДКБ, вплоть до урегулирования взаимоотношений с Белоруссией. Ведь именно её президент должен был принять бразды правления организацией от Армении. Дополнительное раздражение Москвы вызвал тот факт, что официальный Минск попытался поставить под сомнение законность подписания соглашения по КСОР в своё отсутствие, объявив "нелегитимными" все принятые на саммите решения. При этом РБ официально заявила в соответствующей ноте своего МИД, что бойкот является демонстрацией "категорического несогласия" с действиями российской стороны, которые подрывают экономическую безопасность страны.

Реакция российских властей не заставила себя ждать. Президент Медведев публично выразил недоумение действиями Лукашенко, а некий российский высокопоставленный чиновник администрации президента РФ даже заявил, дословно, следующее: "У нас нет особого расстройства по поводу поведения Белоруссии. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны".

СМИ удалось выяснить, что Кремль готовит "газовую" атаку на Минск. Её суть заключается в том, чтобы принудить РБ платить согласованную в декабре 2008 года цену за газ на уровне 210 долларов за 1 тыс. куб. м.  В первом квартале этого года  белорусы платили по среднегодовой цене 150 долларов за 1 тыс. куб. м, накопив за зиму долг перед "Газпромом" в 207 млн долларов. Объективности ради следует отметить, что данная проблема обсуждалась президентами в марте 2009 года в ходе переговоров в Завидово. По результатам встречи Минску было устно разрешено оплачивать российский газ по вышеуказанной среднегодовой цене, а период окончательного расчёта был перенесён на конец года. Однако, эти договорённости так и не были оформлены письменно.

Впрочем, у белорусского президента оказался припрятанным козырь и на этот случай. Лукашенко дал своим чиновникам распоряжение,  подготовить предложения о введении таможенного и пограничного контроля на белорусско-российской границе, что, в перспективе, даст ему возможность контролировать российский экспорт.

Справедливости ради нужно сказать, что в этом случае Минск лишь повторяет действия Москвы, которая, не имея таможенной службы, располагает пунктами приёма уведомлений (ППУ). ППУ занимаются таможенным оформлением и контролем за товарами из третьих стран, ввозимыми с территории РБ в РФ. Ранее предполагалось, что ППУ будут ликвидированы к середине 2010 г. в рамках создания единого таможенного пространства Казахстана, Белоруссии и России.

Очевидно, что российско-белорусские отношения испытывают самый серьёзный кризис за всё время существования обоих независимых государств. Среди наблюдателей и экспертов нет пока единого мнения относительно перспектив его развития. С одной стороны, имеется несомненный потенциал для дальнейшей эскалации конфликта. Российские власти могут напомнить коллегам по Союзу о кубинском сахаре, который поставлялся под видом белорусского, или о селёдке под маркой "Санта Бремор". Белорусы же до сих пор дожидаются обещанного кредита в 500 млн долларов.

Однако, всё же более вероятным сценарием развития конфликта представляется его постепенное урегулирование. Порукой тому является заявление Путина, прозвучавшее вчера. В нём российский премьер, несмотря на жёсткость оценок, снизил накал противостояния, подчеркнув, что "мы с Белоруссией - единая семья". Очевидно, что россияне и белорусы настолько соединены исторически, культурно и экономически, что неурегулированные конфликты и недопонимания между ними не принесут им ничего, кроме обоюдных убытков и разочарований. Впрочем, так ли это на самом деле, мы узнаем уже очень скоро. 

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:    

Дружба - дружбой, а молоко - врозь: РФ и РБ ведут торговую войну

Онищенко не ждёт быстрого возвращения белорусских молочных продуктов

Россия может потребовать у Белоруссии оплатить долги за газ

Цены на молочную продукцию не повысятся из-за ограничения поставок