ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В самом скором времени всех российских пассажиров может коснуться серьёзное изменение правил перевозки людей на территории страны. Отечественные чиновники, озаботившись таким важнейшим аспектом пассажирских перевозок как безопасность, решили обеспечить всех путешествующих россиян единой универсальной страховкой. Почувствовать глубокое удовлетворение от очередного чиновничьего проекта россиянам может серьёзно помешать известие о том, что они сами и оплатят будущие гипотетические страховые выплаты, расплачиваясь за поездки в общественном транспорте по повышенным тарифам уже с начала следующего года.

В начале текущего месяца отечественным СМИ стало известно, что министерство транспорта РФ разработало и направило на согласование в профильные ведомства проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам". После проведения данной процедуры, в ноябре  законопроект будет внесён на рассмотрение в правительство. Закончив свой путь в структурах исполнительной власти, будущий закон поступит на рассмотрение законодателей, которые, как известно, к правительственным инициативам относятся весьма лояльно. Что же сулит россиянам проект чиновников транспортного ведомства?

На первый взгляд, инициатива Минтранса заслуживает всяческих похвал. Согласно новому закону, страховка будет гарантирована всем пассажирам - на земле, на воде, в воздухе и даже под землёй. В отличие от существующего положения вещей, когда жизнь авиапассажира стоит, например, 2 млн руб.; добровольно застраховавшихся на железной дороге - до 500 тыс. руб. (12 тыс.руб. по договору обязательного страхования); автомобилистов (по ОСАГО) -  до 160 тыс. руб., пассажиров водного транспорта - 100 тыс. руб., предусматриваются единые суммы страховых выплат: 2 млн руб. полагается семье в случае смерти пассажира, до 2 млн - за причинение вреда его здоровью и до 23 тыс. - за порчу багажа. При этом отрадно не только то, что страховые суммы повышаются, в некоторых случаях в десятки раз, но и то обстоятельство, что пассажиров городского транспорта -автобусов, троллейбусов, трамваев, метро, маршруток - вообще предлагается застраховать, поскольку в настоящее время они от несчастных случаев в пути не страхуются вообще. А ведь именно городской транспорт, и, в первую очередь, маршрутки, дают огромное количество аварий на дорогах. По оценкам ведомственных экспертов, в случае принятия закона, ежегодно в РФ будут выплачиваться от 6 до 11 млрд руб. компенсаций пострадавшим пассажирам.

Менее приятным для пассажиров является предложение Минтранса относительно путей формирования фонда будущих выплат. Гражданам без обиняков самим предлагается оплачивать свою страховку. "Покрытие затрат перевозчиков на обязательное страхование безболезненно можно провести за счёт повышения платы за проезд, без расходов бюджета", - откровенно пишут чиновники в приложении к проекту. По их расчётам, повышение платы за проезд в междугородних автобусах составит, в среднем, 11%; проезд на городских автобусах, трамваях, троллейбусах, метро увеличится не более чем на 5,5%; а железнодорожные билеты не должны подорожать более чем на 0,2%.

Эти вроде бы невеликие цифры дают поистине астрономические суммы в масштабах страны, если учесть, что только московское метро с его ежегодным пассажиропотоком в 3 млрд человек способно принести 4 млрд руб. гипотетических страховых премий. Что же касается пассажироперевозок  в целом по РФ, то только за позапрошлый год их объём составил 23 млрд человек. Причём 1,3 млрд пассажиров пришлись на дорогие авиа- и железнодорожные перевозки. В этих условиях выгода будущего бизнеса для страховых компаний очевидна. Для его организации чиновники намереваются отобрать, по своему усмотрению, группу из, примерно, 150 страховых компаний, которые и займутся этим прибыльным делом. По оценкам экспертов, уже за 4 года действия закона, благодаря обязательному страхованию на транспорте, сформируется дополнительная инвестиционная база в объёме 9 млрд руб. Неслучайно, некоторые эксперты усматривают в данном законопроекте явное желание поддержать страховщиков и называют его пассажирским ОСАГО.  

В обмен чиновники обещают пассажирам повышение безопасности на транспорте. По их расчётам, перевозчики смогут направлять на обеспечение безопасности как минимум 200 млн руб. в год. К тому же, в законе прописано, что страховщики будут давать транспортным компаниям скидку в размере 10% за безаварийную работу. Кроме того, обязательное страхование упростит процедуру возмещения ущерба, поскольку законом будет установлен максимальный срок в 30 дней и выплачивать возмещение будет непосредственно страховщик. Сейчас же, как известно, деньги за причинённый в пути ущерб можно получить только в судебном порядке, причём суд, как правило, устанавливает не слишком значительные суммы возмещения.

Тем не менее, схема чиновников начинает давать сбои при столкновении с реальностью. Прежде всего, она не учитывает и не интегрирует в себя уже имеющиеся виды страхования, такое, как, например, ОСАГО. Как известно, "автогражданка" защищает интересы третьих лиц, в том числе и пассажиров. При этом нужно учесть, что Минфин уже подготовил предложения по изменению ОСАГО, которые повысят базовый тариф на 50-60%.

Кроме того, идея сделать проездной билет одновременно и своеобразным страховым полисом не учитывает тот факт, что значительное число граждан, включая целые социально-возрастные группы: пенсионеры, студенты, школьники, пользуются льготными месячными проездными билетами. Определённые категории граждан пользуются правом бесплатного проезда в маршрутных такси. Каким образом эти пассажиры будут доказывать своё право на получение компенсаций в страховом случае чиновников, по всей видимости, не интересует.

По всей видимости, это станет частным делом россиян, которые начнут обивать пороги судов в надежде получить обещанные выплаты. Трудоспособным же гражданам теперь придётся запомнит одну вещь: в случае аварии или, не дай бог, катастрофы, россиянин должен будет спасать прежде всего свой билет, а затем уже обращать внимание на себя и на других. Впрочем, до ноября ещё есть время и остаётся надежда на то, что логика и здравый смысл восторжествуют и в законопроекте будут отражены интересы не только страховых компаний, но и рядовых россиян.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

В России подорожает автострахование

Кризис довёл до лампочки: правительство заставит граждан экономить

G8: большие амбиции, маленькие решения

Собака бывает кусачей не только от жизни собачьей