ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В условиях глобального экономического кризиса перед розничными сетями остро встают вопросы нехватки ликвидности и погашения задолженности по кредитам, - проще говоря, как выжить без денег и по уши в долгах? В связи с этим аналитики полагают, что в ближайшее время ситуация на розничном рынке может существенно измениться. Структура розничной торговли, по оценкам экспертов, может приобрести следующий вид: мелкие розничные точки с постоянным кругом покупателей, неконтролируемые рынки и крупные сетевые ритейлеры, поглотившие средних конкурентов. Крупные сети, способные поддержать высокие темпы роста, могут использовать время кризиса для расширения своего бизнеса. Теоретически, им гораздо легче приобрести конкурента, имеющего большой объём задолженности - купить сеть послабее за долги.

Новые возможности покупки российских ритейлеров вызывают интерес у крупных игроков на российском и западном розничном рынке. Так, иностранные сети ищут способ наиболее дешёвого входа на российский рынок. С начала кризиса многие западные и российские ритейлеры делали попытки выкупить бизнес конкурентов, но ни одна сделка так и не дошла до завершения. Французский ритейлер Carrefour с февраля вёл переговоры о покупке бизнеса и недвижимости "Седьмого континента", но в мае взял тайм-аут в переговорах. X5 Retail Group и "Магнит" обсуждали выкуп 100% "Копейки" за деньги или акции. Х5 делала оферты гендиректору "Копейки" Николаю Цветкову в конце 2008 г. и в январе 2009 г., но получила отказ. "Магнит" тоже провёл несколько встреч с владельцем "Копейки" в начале года, но переговоры ничем не кончились. Американская компания Wal-Mart Stores Inc. в апреле была готова выкупить 51% акций петербургской сети "Лента", но уже в мае из переговоров вышла. В июне Wal-Mart сделала предложение Цветкову о покупке 100% "Копейки". Чем закончатся переговоры, пока не ясно.

Однако в ближайшем будущем эта возможность к расширению бизнеса может исчезнуть. Одобренный правительством на прошлой неделе проект закона о регулировании торговой деятельности включает в себя статью 16: "Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов", которая ставит под вопрос возможности роста бизнеса крупных ритейлеров. Cтатья, в частности, предполагает, что торговые сети с годовым оборотом более 1 млрд руб., доля которых превышает 25% от общего объёма рынка продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, "не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путём введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению". Нарушение данных требований является основанием для признания арбитражным судом совершённых действий недействительными, в том числе по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Требования этой статьи не распространяются на сделки, связанные с приобретением или введением в эксплуатацию новых торговых объектов, совершённых до вступления в силу данного закона.

Несмотря на то, что в законопроекте речь идёт о мерах только в отдельно взятых регионах - если компания превысила порог доминирования в одном регионе, то все антимонопольные меры будут касаться её работы только в данном районе или муниципальном образовании, - эта поправка посеяла смятение в рядах владельцев розничных торговых сетей. Так, глава X5 Retail Group Лев Хасис полагает, что принятие данной поправки по сути ставит крест на дальнейшем развитии действующих в РФ ритейлеров, поскольку 1 млрд руб. годового оборота - стандартный показатель для сети из 5-6 магазинов. Глава компании Магнит Сергей Галицкий полагает, что от этой поправки теряется весь смысл бизнеса: это бьёт по инвестиционной привлекательности торговли. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский высказал предположение, что законодатели хотят остановить развитие розничной торговли.

А вот начальник управления контроля официальной сферы и торговли центрального аппарата ФАС Тимофей Нижегородцев объясняет, что новая норма поспособствует развитию сетей "по горизонтали": то есть равномерно по всей России, а не только в крупных городах. При этом у малого бизнеса тоже будет возможность заниматься розничной торговлей, уверен чиновник.

Профессор ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева, в свою очередь, считает, что в среднесрочной перспективе новая норма - угроза интересам потребителей. Сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков с ней согласен: "Растущие масштабы деятельности сетей, стимулы для расширения и привлечения клиентов дают возможность сетям дать более низкую цену товара на полке".

Мнение законодателей узнаем в начале осени. Первое чтение законопроекта, по словам Председателя нижней палаты парламента Бориса Грызлова, должно состояться в сентябре. Тогда-то и станет понятно, куда двинется российская розничная торговля и как изменения в законодательстве отразятся на конечном звене торговой цепочки - потребителе.

Иван Шамов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Льготный автокредит: новые условия, старые проблемы

Газопровод против России, но без газа

Всё под контролем: тайна переписки больше не тайна

ОСАГО для пассажиров: россиян заставят раскошелиться