ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Президент России Дмитрий Медведев одобрил введение в школе нового предмета, споры, в отношении которого идут вот уже несколько лет. Речь идёт об "Основах религиозной культуры" (другие названия: "История религий", "Духовно-нравственная культура"). Этот вопрос обсуждался 21 июля на встрече российского президента с представителями четырёх традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма.

По словам министра образования Андрея Фурсенко, который также присутствовал на встрече, школьники смогут выбрать одну из трёх предлагаемых программ: историю и основы культуры одной из традиционных религий - православие, ислам, буддизм и иудаизм; историю основных мировых религий и основы светской этики.

Повсеместно ввести новый предмет предполагается в 2012 году. Но уже со следующего года начнётся экспериментальное изучение дисциплины в 18 регионах. В эксперименте задействуют около 12 тыс. школ, более 250 тыс. детей и 44 тыс. учителей. Преподавать новый предмет будут не священники или раввины, а светские педагоги по специально разработанной методической программе. Дмитрий Медведев указал, что изучение данной дисциплины должно быть абсолютно добровольным.

Несмотря на существование нескольких вариантов изучения нового предмета и его необязательность, возникает ряд серьёзных вопросов, отсутствие ответов на которые впоследствии может привести к плачевным результатам.

Вопросы первый - государственный. Как бы то ни было, Россия - светское государство, а школа является его частью. Поэтому изучения религиозных предметов в школе быть не должно. Желание церкви (в данном случае речь идёт о РПЦ) повлиять на дела мирские наблюдается давно. Достаточно вспомнить довольно сомнительное сотрудничество с судебными приставами (подробнее читайте: Церковь взялась наставлять на путь истинный должников и бизнесменов). А в начале июля депутаты от партии "Единая Россия" решили, что должны консультироваться с Московской патриархией прежде, чем принимать законы. Сюда же можно отнести недавнюю новость о том, что в Третьяковской галерее перед выставками, тематически связанными с христианством или религией в целом, будет устраивать "круглые столы" с представителями церкви. Столь ярое желание служителей православного культа послужить на благо светского государства волей неволей заставляет задуматься, а по-прежнему ли Россия - светское государство?

Вопрос второй - финансовый. Введение нового предмета обойдётся государству в копеечку: это и разработка методических программ, обучение учителей, оплата часов новой дисциплины. При этом в министерстве образования утверждают, что даже если один ученик захочет изучать светскую этику или другой из трёх предлагаемых предметов - учитель будет заниматься с ним индивидуально. Более того, если преподавать предмет будут по трём программам, то для каждого класса (или для параллели) потребуется как минимум три педагога. Если же учитель по истории религий будет всего один, то непонятно по каким принципам составят расписание предмета.

Вопрос третий - морально-общественный. Изучать новый предмет будут практически все школьники - от мала до велика. При этом выбор в пользу одной из трёх программ смогут сделать лишь старшеклассники, а за учеников, которым младше 14 лет, будут решать родители. Не станет ли решение ученика или его родителей в пользу одной из трёх программ поводом для конфликтов в семье? Ведь в многонациональной России нередки случаи, когда муж и жена являются представителями разных конфессий, или же когда один из супругов является атеистом. Споры из-за того, какую программу изучения нового предмета выбрать, явно не поспособствуют укреплению семьи.

Вопрос четвёртый - организационный. Пока неясно кто будет разрабатывать методическую программу для нового предмета. Если со светской этикой всё более-менее понятно, то программа изучения основ мировых религий может стать предметом яростных споров и критики. История религий - это не математика и физика, где есть свои законы, всё ясно и разложено по полочкам. Мало того, что сама история - дисциплина неоднозначная и может подаваться под самыми разными соусами - от приторно-сладкого до горько-кислого, так ещё сама религия, а точнее её интерпретация - едва ли не бомба замедленного действия.

Наконец, вопрос пятый, заключается в том, какое место займёт новая дисциплина в линейке предметов школьной программы. С той же математикой и физикой всё понятно - это базовые дисциплины, споры о которых не возникают. Существует реальная опасность того, что История религий станет одним из тех уроков, на которых ученики занимаются чем угодно, только не изучением самого предмета. То же самое с ОБЖ - вряд ли кто-то всерьёз занимался изучением этого предмета. Также пока непонятно, за счёт каких дисциплин в расписание будет включено спорное нововведение. Предполагается, что истории религий будет отдано два урока в неделю - увеличение учебных часов в целом вызовет недовольство одних, а сокращение часов у других предметов за счёт введения нового, несомненно, вызовет протесты у других.

До тех пор, пока на эти вопросы не будут даны ясные и однозначные ответы, изучение истории религий вряд ли принесёт плюсы российскому образованию. Скорее, наоборот.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости.

Читайте также:

Что хочет Саакашвили?

Покер кончился, азарт остался

Please, restart! В работе Сбербанка появились сбои

Рост и выживание ритейлеров - мисcия выполнима?