ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Кризис... Страшное слово, уже вбитое в подсознание. Там, вообще-то, спит много страшных слов. Например, созвучное кризису "кариес", - кто вспоминает это слово без единого движения бровей? Между тем, в кризис это страшное слово становится в полтора раза страшнее... Или, по крайней мере, дороже.

Каждый ли может представить себя на месте человека, которого кусачие цены на услуги стоматологов заставили взяться за пассатижи, чтобы сделать менее кусачим себя?42-летний ветеран иракской войны, военный медик Иэн Бойтон в последний раз был на приёме у стоматолога во время службы в армии в 2003 г. После этого он долгое время пытался попасть на приём к гражданскому стоматологу, однако ни один из врачей не находил возможности вылечить его бесплатно. Основные услуги государственных врачей в Великобритании оказываются за счёт бюджета, однако, как правило, это не распространяется на стоматологию. Услуги частной медицины Бойтон не может себе позволить - он является безработным и одинок, передаёт Лента.ru. В 2006 г. Бойтон начал испытывать такую зубную боль, что решил самостоятельно вырвать зуб пассатижами. Операция прошла относительно успешно, поэтому в течение последующих 2 лет ветеран прибёг к этому методу лечения ещё 12 раз. Однако недавно Бойтон всё же смог найти стоматолога, который принимает бюджетных пациентов. По словам бывшего военнослужащего, он очень рад, потому что вставлять зубы самостоятельно он пока не научился.

Скорее всего, это метод для самых смелых и сильных. Обычному человеку всё же придётся идти к стоматологу. А там придётся широко раскрыть рот, а заодно и карман. За пломбу теперь придётся выложить на 40-50% больше. При этом величина так называемой "стоматологической инфляции" - доли увеличения цены на услуги зубного вне зависимости от рецессии в экономике - составляет 12%. То есть кризис заставил цены вырасти ещё на 38%. Как пишет Газета.ru, во всём виновато повышение цен на материалы для изготовления пломб. Почти все материалы - импортные, срабатывают и рост курса доллара и евро, и другие факторы. 60% материалов приходится на США и Германию, 20% - на Японию, 15% - на Италию, Швейцарию, Францию, 4% - на Словакию, Чехию, Словению и всего 1% - на Россию.

Напуганные повышением цен на материалы стоматологи поскребли по сусекам. Импорт сведён до минимума. "До марта кризис практически не ощущался. Все сидели на старых запасах. В мае ситуация уже резко изменилась. Теперь новые повышения цен неизбежны. К осени будет хуже", - обрисовала перспективу вице-президент Ассоциации российских торговых и промышленных предприятий стоматологии Ирина Павленко. "Хуже" - это когда начнут массово закрываться клиники.

Между тем, на сегодняшний день в России насчитывается 122 предприятия, выпускающих отечественные стоматологические материалы и оборудование. Объём общего товарооборота с учётом серого рынка достигал в докризисный период 1 млрд долларов (доля отечественного продукта составляла не более 50 млн долларов), а в объёме потребления Россия закрывала до 40%. Однако именно Россия является крупнейшим мировым производителем и экспортёром (70%) палладия - сырья для производства материалов зубного протезирования. Казалось бы, логично организовать на российской земле производство качественных материалов из российского же сырья.

Для этого необходимо развивать мелкий и средний бизнес. "Огромный по объёму выпуска продукции завод в Швейцарии держит не более 200 рабочих. У нас большие заводы, которые были в советское время, закрылись", - говорит Павленко. Закрылись они, поскольку не могли быстро реагировать на новые технологические разработки и перестраивать производство. Развитию же небольших предприятий мешает сильная бюрократизация. Для открытия медицинского центра требуются тонны документов, многие из которых очень быстро становятся недействительными. Из-за этого в Российский рынок медоборудования неохотно инвестируют западные компании. Из-за этого у нас нет собственных материалов для лечения зубов. Из-за этого на приёме у врача приходится широко раскрывать не только рот, но и карман.

В связи с этим развивается такое новое для российского рынка явление как "стоматологический туризм" - в Москве из-за экономического кризиса набирают популярность стоматологические туры в российскую провинцию. Вылечить зубы или поставить новые в соседних со столицей регионах обойдётся в 2 раза дешевле, пишет news4k.

"Мы были обычной туристической фирмой, - рассказывает представитель одной из московских туристических компаний, организующей стоматологические туры. - Одним из наших направлений являлись корпоративные выезды по Золотому кольцу. Однажды в бане кто-то из сотрудников наших клиентов сказал: "Я слышал, что во Владимире дешевле лечить зубы. Вы не могли бы завтра утром отвезти меня вместо экскурсии к стоматологу?" Мы организовали ему лечение, он, счастливый, уехал, а мы задумались". После этого турфирма стала организовывать стоматологические туры. С началом кризиса, с сентября по май, количество клиентов увеличилось в 10 раз. Жители Москвы, а в прошлом - других городов, значительно лояльнее относятся к медицинским турпоездкам в провинцию, чем коренные москвичи. Те часто более скептически настроены: "Ну кто поедет к неизвестному провинциальному врачу?" При этом не учитывают, что в московских клиниках, особенно коммерческих, работают в основном врачи, приехавшие как раз из провинции. Между тем, выигрыш в цене значителен, особенно, если вспомнить количество цифр в счетах за стоматологические услуги.

В Европе стоматологический туризм возник несколько лет назад и сильно развился за последнее время. Немцы, швейцарцы, австрийцы ездят лечить зубы в страны Восточной Европы: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и значительно экономят на услугах зубного, поскольку в этих странах не такие большие зарплаты, дешевле аренда помещений и лабораторные исследования. Американцы ездят отдыхать и лечить зубы, к примеру, в Коста-Рику, что обходится на 60% дешевле. В Мексике - примерно на 70%. Англичане отправляются к зубным врачам как в Европу, так и в Индию и Таиланд.

Тем же, кто путешествовать не собирается, рекомендуется есть поменьше сахара и не забывать о зубной щётке, чтобы не пришлось раскрывать карман.

Иван Шамов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Джозеф Байден как зеркало российско-американских отношений

Что мы едим?

Круизы: плюсы, мифы и направления

"Аховая" разница в ожиданиях продавцов и покупателей недвижимости