ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Уже больше месяца прошло после выдвижения Минпромторгом РФ инициативы разрешить продавать отдельные виды лекарственных средств в торговых сетях. Однако до сих пор это предложение чиновников вызывает оживлённые споры на страницах и веб-сайтах, в эфире отечественных СМИ как среди экспертов фармацевтического рынка, так и среди обычных граждан. Чем же может обернуться для большинства россиян это благое, в общем-то, стремление дать человеку возможность приобрести нужные для его здоровья медикаменты буквально рядом с не менее необходимыми ему продуктами питания или предметами гигиены?

Отличительной особенностью разгоревшейся дискуссии относительно поданных в конце июля Минпромторгом в правительство России дополнений в проект федерального закона "Об обороте лекарственных средств" является наличие обоснованных и убедительных противоположных точек зрения по затронутому вопросу, которых придерживаются и правительственные чиновники разных ведомств. Так, Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) в середине августа публично поддержала данную инициативу, в соответствии с которой безрецептурные препараты будут продаваться не только в аптеках, но и в других организациях торговли. Правда, по мнению главы ФАС Игоря Артемьева, перечень лекарств, свободных для продажи в супермаркетах, должен утверждаться правительством РФ или Минздравсоцразвития. Руководитель ведомства считает, что речь, в данной случае, может идти о продаже витаминов, биологически активных добавок (БАД) и некоторых лекарств, отпускаемых без рецептов. "Это стимулирует развитие конкуренции в этой отрасли и может привести к снижению цен на отдельные лекарства", - повторил доводы своих коллег из министерства  г-н Артемьев. При этом он, правда, подчеркнул необходимость строгого контроля за качеством лекарств, поставляемых в супермаркеты.

Отстаивая свою точку зрения, сторонники данной позиции ссылаются на успешный американский и европейский опыт. В США крупнейший ритейлер Wal-Mart начал торговать безрецептурными лекарствами в 2006 году. Заменив на своих полках большую часть дорогих брендовых препаратов их дешёвыми аналогами – дженериками, компания успешно запустила специальную программу для клиентов "Лекарства по 4 доллара" (предусматривает реализацию лекарств в объёме 30-дневных курсов). Воспользовавшись ею, американцы сэкономили за прошедшие годы, по данным компании, около 2 млрд долларов. А с 2009 года эта лекарственная программа выходит на новый уровень. Под брендом Wal-Mart в торговых центрах компании появились оптики и аптеки, имеющие право выписывать рецепты. Причём цены на рецептурные препараты, линзы и очки существенно ниже, чем в аптеках. А если в ближайшем магазине компании аптеки нет, то клиент может заказать бесплатную доставку лекарства по интернету.

Безусловно, данный опыт не может не интересовать российское правительство, которое, отказавшись от индексации зарплат бюджетников в 2010 году, меньше всего хочет аккумуляции социального недовольства среди малооплачиваемых слоёв населения. И хотя российский премьер подписал постановление, ограничивающее предельные цены на жизненно-важные лекарства (их около 600), которое вступит в силу в середине следующего года, правительство решило, очевидно, подстраховаться, дополнительно расширив и каналы реализации фармпродукции.

Как и можно было ожидать изначально, многие российские ритейлеры положительно отнеслись к инициативе чиновников. "Выставлять самые необходимые фармацевтические продукты в зале логично и правильно,- говорит глава пресс-службы сети "Седьмой континент" Влада Баранова. - Безусловно, это выгодно сетям и производителям, у нас будет рост выручки. Это дополнительная услуга, и почему бы её не предоставить нашим покупателям. Не каждый аптечный киоск работает круглосуточно, тогда как, например, все магазины нашей сети работают 24 часа в сутки. Если человек с температурой заходит, чтобы купить лимон и чай, почему он должен идти потом в аптеку за аспирином?" 

Такая реакция не случайна. По подсчётам специализирующегося на анализе фармрынка агентства  DSM Group, рынок безрецептурных лекарств составил в РФ в минувшем году 113 млрд руб. (33% всех доходов). В 2009 г. ожидается его увеличение до 140 млрд руб., а в 2010 г. – до 150 млрд руб. В случае принятия уже этой осенью Госдумой РФ закона с поправками Минпромторга, аптеки потеряют, как минимум, 10-15% этого сегмента рынка, т.е. 15-20 млрд руб.

Не случайным, поэтому, является то обстоятельство, что аптечные сети сразу же выступили с жёсткой критикой предлагаемых поправок к проекту федерального закона. Их позицию поддержали и некоторые правительственные ведомства, и в первую очередь, Минздравсоцразвития и Росздравнадзор. В целом, необходимо сразу отметить, что их возражения заслуживают самого внимательного рассмотрения. Нельзя, например, не согласиться со словами главы Росздравнадзора Николая Юргеля, о том, что лекарство, даже безрецептурное, не просто товар, а активное средство, воздействующее на организм человека, влияющее на его здоровье и нуждающееся в соблюдении целого ряда требований. По его мнению, таких условий супермаркеты не могут обеспечить. В штате этих торговых заведений просто нет специалистов с соответствующим фармацевтическим образованием и опытом работы.

"Качественную фармацевтическую помощь должны осуществлять аптечные учреждения. Только специалисты могут профессионально проконсультировать покупателя, обеспечить контроль качества и надлежащее хранение лекарственных средств. Поэтому инициатива по разрешению к продаже лекарств в магазинах кажется нам преждевременной и небезопасной для здоровья российских граждан", - утверждает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью "Аптечной сети 36,6" Ирина Лаврова. Кроме того, Минздрав справедливо опасается роста объёмов контрафактной продукции, которую можно будет значительно легче реализовать через большое количество торговых точек. И, наконец, медики всерьёз опасаются значительной интенсификации самолечения россиян. Помимо этого, аптечные сети указывают на то, что в случае продажи безрецептурных препаратов в супермаркетах рентабельность аптек упадёт так сильно, что начнётся их массовое закрытие. "Торговля безрецептурными препаратами - самое выгодное дело, отмечает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина, - затраты, которые несут аптеки, на 70% покрываются за счёт прибыли от безрецептурной продажи раскрученных лекарственных брендов".

Примечательно, что практически все эксперты фармрынка указывают на неготовность его участников к немедленной реализации новой редакции проекта федерального закона "Об обороте лекарственных средств". Выдвигаются здравые предложения о том, что нужно повысить, с одной стороны, требования к торговым организациям, обязав их, например, ввести в свои штаты специалистов-фармацевтов. С другой стороны, требует доработки и сам закон, особенно в отношении категоризации фармпродукции. В любом случае, у чиновников есть ещё время для того, чтобы довести закон и механизмы его реализации "до ума". А насколько им это удастся, россияне увидят и почувствуют на себе уже очень скоро.  

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Славянские "двойные стандарты"

"ПоSkypeиться" вместо созвониться

"Спокушкам" - 45!

1 сентября: в новый учебный год с букетом ... проблем