ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Проблема мирного урегулирования ситуации в Афганистане по-прежнему не сходит с электронных и печатных страниц мировых СМИ, оставаясь одним из самых серьёзных вызовов для США и их союзников по НАТО.

Состоявшиеся в стране в августе этого года президентские выборы не прибавили надежд на скорый выход из тупика, в который зашла "антитеррористическая" операция спустя 8 лет, а наоборот - ещё более накалили обстановку. Последняя, по признанию министра обороны США Роберта Гейтса, оказалась "сложнее", чем его ведомство предполагало ранее. Наблюдатели сходятся во мнении, что задачи, которые взяли на себя ООН, НАТО и, в первую очередь, США, не выполнены: талибы, потеснив центральную власть, вернули контроль над целым рядом районов страны, уровень коррупции растёт, наркобизнес процветает. На этом фоне поддержка операции со стороны населения как Афганистана, так и стран-участниц коалиции падает, а в высших кругах уже открыто говорят о возможности военной неудачи.

Ситуация ещё более усугубилась после скандала, связанного с недавним увольнением заместителя главы миссии ООН по содействию Афганистану Питера Гэлбрейта (США), который обвинил своё бывшее руководство в сокрытии массовых фальсификаций в ходе августовских выборов в пользу действующего главы государства Хамида Карзая. Конфликт вокруг представительства ООН стал очередным серьёзным сигналом о тщетности международных усилий по достижению урегулирования в Афганистане.

На этом фоне администрация Белого дома проводит интенсивные консультации как с представителями американской военно-политической элиты, так и с союзниками по НАТО. Предварительные итоги говорят о том, что без выработки чёткой стратегии процесс стабилизации обстановки в Афганистане зайдёт в тупик.

Эксперты отмечают, что новая администрация стала заложником афганской политики команды Буша, начавшей антитеррористическую кампанию, не имея внятного плана действий. В результате войска коалиции теперь ведут борьбу уже не с "Аль-Каидой", деятельность которой практически не видна, а с представителями пуштунских племён, позиционирующими себя как борцов против иноземных захватчиков и потому пользующимися поддержкой населения. Наращивание численности войск ISAF (Международных сил по содействию безопасности в Афганистане) весной этого года и смена командующего контингентом ожидаемого эффекта не дали. Более того, новый глава коалиционных сил американский генерал С. Маккристал, так и не дождавшись внятных приказов из Белого дома, уже публично потребовал не только выработать чёткую стратегию, но и запросил ещё до 40 тысяч военнослужащих, пригрозив в противном случае провалом всей операции. При этом он, что называется, "вынес мусор из избы", подвергнув администрацию США беспрецедентной критике и выразив категорическое несогласие с её последними предложениями о выводе войск из городов и сосредоточению их на границе с Пакистаном, а также более широком применении сил специальных операций и ударных беспилотных летательных аппаратов. По его словам, подобные планы (за которыми стоит вице-президент Джо Байден) приведут лишь к образованию уж вовсе неуправляемого государства "Хаосстан".

На фоне противоречий среди военно-политического руководства США и сдержанно-выжидательного отношения к афганской проблеме союзников по НАТО более чётко стало прослеживаться стремление руководства альянса привлечь Россию к участию в операции. Об этом, в частности, свидетельствуют недавно сделанные заявления его представителей, включая самого генсека А.Ф. Расмуссена, недвусмысленно призвавшего РФ к укреплению взаимодействия в Афганистане не только путём борьбы с терроризмом и с наркотрафиком, но и за счёт снабжения и обучения афганских сил безопасности. Весьма вероятно, что пакет предложений для российской стороны скоро будет расширен.

Таким образом, решение проблемы Афганистана, заявленной в числе приоритетных задач новой американской администрации, пока не только не найдено, но и не обозначено. Операция, которая должна была стать проверкой монолитного единства и эффективности НАТО, превратилась в затяжную войну без определённых перспектив, теряя и без того хрупкую поддержку со всех сторон. И чётко определить направление, в котором движется Афганистан, уже мало кто берётся.

Александр Проников, Ореанда-Новости

Читайте также:

У меня зазвонил телефон - кто говорит? Он!

Непростое решение для АвтоВАЗа

Россия - Китай: наше сырьё - ваши технологии

"Охта-центр" - трагикомедия с элементами фарса