ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сегодня очень многие заговорили о том, что в США произошла заметная трансформация взглядов в отношении противодействия ракетной угрозе. Если раньше Вашингтон к делу создания ПРО не подпускал никого, то ныне практически открыто говорит о намерении подключить партнёров по НАТО и Россию. Если это так, то, по сути, речь пойдёт не о национальном проекте Соединённых Штатов, а о формировании пресловутой "новой архитектуры европейской безопасности". На фоне угроз, которые несёт в себе проект новой ПРО, России крайне важно активно участвовать в диалоге с США, дабы минимизировать свои риски.

Россия и ПРО

Скорректированные планы США по развёртыванию в Европе системы противоракетной обороны медленно, но верно обрастают новыми деталями. Дополнительно проанализировав угрозы безопасности Старому Свету, Вашингтон и его союзники, похоже, пришли к выводу, что без российских возможностей в области ПРО обойтись не получится.

"Мы долгое время говорим, что хотели бы видеть Россию в качестве партнёра по противоракетной обороне", - заверил министр обороны США Роберт Гейтс своих коллег на встрече министров обороны стран НАТО в Братиславе. "У Москвы есть радар на юге России, который мог бы стать реальным активом во всеобъемлющей защите Европы, особенно от иранских ракет. Новую систему ПРО гораздо легче связать с российским радаром, чем тот вариант, который мы предлагали прежде", - отметил Гейтс. Новый подход США поддержал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен и присутствовавшие на саммите министры обороны стран - членов альянса, поскольку "открываются новые возможности в контексте сотрудничества с Российской Федерацией".

Под "радаром на юге России", видимо, имеется в виду новейшая российская РЛС под Армавиром (она начала работу весной этого года). Но у России есть ещё одна РЛС, которая может заинтересовать американцев - Габалинская радиолокационная станция в Азербайджане. В 2007 году Путин предложил Габалинскую РЛС американскому коллеге Джорджу Бушу в качестве альтернативы предлагаемого американского плана ПРО в Восточной Европе. Однако в то время Вашингтон ещё не отказался от своих планов в Польше и Чешской Республике.

Кроме того, основным фактором в этом вопросе остаётся реакция азербайджанских властей. Бывший заместитель госсекретаря Ричард Армитидж, выступая в Баку 17 сентября, заявил, что любое использование Габалинской РЛС без согласия властей Азербайджана может создать определённые проблемы. Однако азербайджанские власти ещё в 2007 году дали согласие на предложение Москвы. Один из членов парламента от правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде заявил радиостанции "Эхо Москвы", что от совместного использования Габалинской РЛС выиграют все стороны, а Азербайджан станет важным звеном в системе европейской безопасности.

Тем временем, российский МИД в начале октября подтвердил, что Москва готова принять участие в создании коллективной системы ПРО и сотрудничать по этому вопросу с США и НАТО. Предложения относительно включения в подобную систему российского радара в азербайджанской Габале или "космического глаза" под Армавиром остаются в силе.

Шило на мыло

Казалось бы, новый проект ПРО - это выигрышная комбинация, но в действительности главное отличие нового плана от старого заключается лишь в том, что он не вызывает раздражение у России. В остальном же он будет таким же неэффективным с военной точки зрения, как и первый.

Как пишет в "Foreign Policy" Юсаф Батт - штатный научный сотрудник из отдела астрофизики высоких энергий Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра - в целом противоракетная оборона существует в двух видах. Первый вид - это  оперативно-тактическая ПРО, примером которой служат американские комплексы "Пэтриот", прикрывающие театр военных действий от ракет малой дальности в обычном снаряжении. Второй вид - стратегическая, или национальная ПРО. Это системы, предназначенные для защиты от ракет противника с ядерными зарядами. Если первый вид ПРО является концептуально оправданным, то второй - нет.

Причина этого вполне простая, замечает Батт. Оперативно-тактическая ПРО с коэффициентом эффективности в 70% (если брать оптимистический показатель) - имеет смысл. Если в вашем направлении летит 10 ракет в обычном снаряжении, а вы сбиваете 7 из них, это очень хорошо. Однако уничтожение семи из десяти ядерных боезарядов не имеет решающего значения, поскольку даже одна оставшаяся боеголовка нанесёт неприемлемый урон. Одна ракета с ядерной боеголовкой, приникающая через противоракетный щит, по своей мощности эквивалентна удару миллиона ракет в обычном снаряжении, преодолевших ПРО.

Поэтому даже после того, как Соединённые Штаты создадут и примут на вооружение национальную систему противоракетной обороны, они всё равно не устранят ту угрозу, которая, как считается, исходит от Ирана. Мало того, стратегические расчёты Вашингтона в отношении Тегерана тоже не претерпят никаких изменений: Соединённым Штатам как и прежде придётся беспокоиться по поводу иранских ракет. Чтобы изменить такое стратегическое уравнение, национальной системе ПРО надо будет осуществлять перехват 100% атакующих ракет с ядерными боезарядами. А обеспечить это невозможно никакими боевыми средствами, резюмирует Юсаф Батт.

Альтернатива ПРО

К успешному продвижению нового варианта "противоракетного щита", который Барак Обама озвучил в прошлом месяце, активно подключился вице-президент США Джозеф Байден. Он специально под решение этой задачи не поленился совершить мини-турне по восточноевропейским странам с целью восстанавливать "сердечную дружбу", серьёзно пострадавшую от решения американского президента и его окружения пересмотреть обязательства по строительству объектов противоракетной обороны в Польше и Чехии.

Старой Европе, судя по всему, новый этап американских заигрываний с Польшей и Чехией совсем не по душе. Во многих европейских столицах хотели бы, наконец, забыть о политических конфликтах, которые непременно сопровождают тему американской противоракетной обороны. Поэтому неудивительно, что приезду Байдена в Восточную Европу предшествовало заявление главы отдела коммерческого развития германской компании OHB Technology AG Фритца Меркле.

Немецкая компания OHB Technology AG попытается создать новую систему космического базирования, которая будет отслеживать пуски ракет средней дальности. Меркле отметил, что новый проект может стать альтернативой американской системе ПРО, элементы которой США планирует разместить в Восточной Европе. Новая система будет состоять из пяти спутников, расположенных на орбите приблизительно вдоль экватора. Компания OHB начала проводить исследования в этой области в начале прошлого года. По словам Меркле, на реализацию проекта потребуется приблизительно 500 млн евро. Разработку системы финансирует немецкое правительство, а также частные инвесторы.

Пока же новая концепция ПРО, равно как и старая, не несёт в себе глобальных решений проблем европейской безопасности. А Вашингтону нужна безупречная противоракетная оборона. Следовательно, новые планы администрации Обамы ещё не раз подвергнутся серьёзной корректировке.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Осторожно, скимминг! Криминал осваивает новые "специальности"

Охота на чиновников. Часть 3 - Чечня

Афганистан - Quo vadis?

У меня зазвонил телефон - кто говорит? Он!