ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Известному композитору и певцу Александру Градскому - 60. Он - символ советского рока, блистательный исполнитель джаза и оперной классики, обладатель уникального - в три октавы - голоса.

Перекричать, переспорить, перепеть бурлящего внутри Градского не удавалось никому. Его голос для многих так и остался символом рождения советского рока. Андрей Макаревич признаётся, что впервые услышав Градского, понял: так он не сможет никогда, сообщает ОРТ.

Андрей Макаревич, народный артист России: "Мы приехали с 2 самодельными усилителями, один из которых тут же сгорел, воткнули всё в один ящичек, выступили ужасно. Ну и все нас, естественно, заплевали. Кроме Градского, который сказал: "Вы ничего не видите, у этой команды колоссальное будущее, погодите, она ещё вам всем нос утрет". Ну, как я могу к нему относиться после этого?!" Макаревич любит друга даже за то, что тот бывает резким и грубым, а нередко - просто хулиганом. Но в душе - абсолютно добродушным. Именно перу Градского принадлежит едкий термин "журналюга", притом, что на журналистов не держит ни капли зла. Именно он придумал знаменитое слово "совок", хотя советские времена вспоминает с нежностью: восьмиметровая комнатка в коммуналке, попытка соревноваться с Робертино Лоретти из репродуктора, и мама, которая видела маленького Сашу на сцене.

Александр Градский: "Мама у меня была драматической артисткой, и она со мной занималась скороговорками. Была такая мысль, что вот может, я буду каким-то артистом, но я понимал, что это смешно было, правда скороговорки с того времени – "На мели мы лениво налима ловили" - довольно-таки быстро я могу говорить".

Драматическим артистом Градский не стал, но его голосом поют десятки знаменитых киногероев. И, конечно же, те, кто были молоды в 1960-е, считают Александра Градского своим за одну только песню на музыку Александры Пахмутовой. Градский - вне конкуренции. Особенно сейчас, когда закончена работа над тем, что терзало его душу более 30 лет. Опера "Мастер и Маргарита". Его либретто и голос, которым поют Воланд, Иешуа, Мастер и Кот Бегемот. По мнению друзей, Градский создал нечто потрясающее. Он шутит: записывал оперу семь бессонных лет. Очнулся, когда исполнилось шестьдесят. И решил сделать себе королевский подарок: наконец, отоспаться.

Наша справка:

Градский Александр Борисович

Родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.
Композитор. Народный артист РФ (1999).

Окончил ГМПИ имени Гнесиных по классу вокала (1974), учился в Московской консерватории по классу композиции (1975 -1976, класс Т.Хренникова).

Певец, композитор, поэт, гитарист. Основатель рок-группы "Скоморохи" (1966). В начале 70-х создал цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира, музыкальную энциклопедию рок-стилей. Автор первой советской рок-оперы "Стадион" (1973, памяти Виктора Хары), музыки к первому отечественному рок-балету "Человек" (по роману Р.Киплинга). С 1988 - директор Московского театрально-концертного музыкального объединения. Выпустил диски: "Романс о влюбленных" (1974), "Русские песни" (1980), "Размышления шута", "Утопия А.Г." (1988), "Ностальгия", "Монте-Кристо", "Экспедиция" (1990), "Несвоевременные песни" (1993), "Фрукты с кладбища" (1994) и другие. Неоднократно исполнял партии в классических операх (Звездочёт - "Золотой петушок" Римского-Корсакова, Большой Театр). Поставил документальный фильм "Анти-перестроечный блюз" (1991), автор музыки к игровым, документальным и анимационным фильмам.

призы и награды:

Луареат фестиваля "Серебряные струны" (1971, город Горький); Получил титул "Звезда года" (1974, за выдающийся вклад в мировую музыку, журнал "Billboard" - США); Лауреат Государственной премии РФ 1998 года за концертную программу "Три часа живой музыки" (по материалам kino-teatr.ru).