ОРЕАНДА-НОВОСТИ  По последним данным британских учёных из Кембриджского университета, через 20 лет в летний период в Арктике больше не будет льда. Таким образом, уже в скором времени Земля потеряет свою южную "ледяную шапку". Это сулит как повышение уровня мирового океана и массовые наводнения, способные затронуть до четверти населения планеты, так и немалые выгоды для государств региона. Помимо возможности добычи полезных ископаемых, лежащих подо льдами, открываются и новые маршруты для морских перевозок, что делает арктические территории ещё более привлекательными и, как следствие, всё более "спорными". На последнем аспекте остановимся подробнее.

По словам профессора Кембриджского университета Питера Вадхамса, скоро грузовым судам не нужно будет использовать ледоколы, чтобы добраться из Тихого океана в Атлантический через Северо-Западный проход, идущий вдоль берега Северной Америки. Ежегодно в течение нескольких месяцев этот путь будет свободен ото льдов. Расчёты показывают, что уже через десять лет обычный корабль сможет дойти до Северного полюса. Эта метаморфоза приведёт, в частности, к тому, что на 3 тыс. км сократится морской путь с Дальнего Востока в Европу через Суэцкий канал и на 4 тыс. через Панамский. К тому же, по Северо-Западному проходу могут пройти и супертанкеры, которые слишком велики для Панамского канала, и поэтому сейчас, чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический, вынуждены огибать Южную Америку.

Серьёзную конкуренцию Северо-Западному проходу составляет Северный морской путь (Северо-восточный проход), способный связать воедино европейские и дальневосточные морские и речные маршруты. Сейчас протяжённость маршрута между Европой и Азией (Роттердам-Токио) по Суэцкому каналу составляет 21100 км. Благодаря Северо-Западному проходу этот маршрут сокращается до 15900 км, а по Северному морскому пути - до 14100 км. Международные исследования подтверждают, что проход судов по СМП позволяет на 40% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами, экономя судовладельцам немалые суммы. По прогнозам экспертов, к 2015 году общий объём перевозок по СМП реально может возрасти до 15 млн тонн в год. В условиях высоких политических рисков в странах Ближнего Востока СМП может стать реальным конкурентным предложением России на мировом рынке транспортных услуг.

Несмотря на то, что прогнозы учёных - пока только прогнозы и льды в Арктике ещё стоят, передел территории уже начался. На природные богатства и морские пути сегодня претендуют не только Россия и США, но и Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия. Уже сегодня некоторые страны выступают с самыми разными утверждениями по поводу своих интересов в Арктике.

18 сентября генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, выступая в брюссельском центре Фонда Карнеги, заявил, что Арктика "обретает всё большее значение в связи с изменением климата" и является "ключевым вопросом новой стратегии альянса".

Ранее, 16 июля правительство Дании одобрило план создания в 2010-2014 годах объединённого Арктического военного командования, развёртывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования. По заявлениям датской стороны, возрастающая международная активность в Арктике "изменит геостратегическое значение региона и, таким образом, поставит новые задачи перед вооружёнными силами страны".

Резко усилила военную активность на севере и Канада. Во второй декаде августа в северных прибрежных районах Канады стартовали крупнейшие за последние годы национальные военные учения под кодовым названием "Нанук-2009". Заявленная цель манёвров - отработать методы борьбы с подводными лодками, которые могут незаконно заходить в береговую зону. Однако, как подчеркнул канадский министр обороны Питер Маккей, учения нацелены, прежде всего, на то, чтобы "авторитетно и недвусмысленно заявить, что Арктика - это важная составная часть Канады и что её присутствие там, включая военное, будет постоянно наращиваться".

В начале этого года Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия заявили о создании объединённых сил быстрого реагирования "для обеспечения безопасности и законных интересов" в арктическом регионе. По отдельности пять названных стран не обладают достаточным политическим весом, однако вместе они становятся вполне серьёзной силой.

Не отстаёт от своих западных "партнёров" и Россия, заявив о намерении разместить войска в Арктике. Согласно тексту документа, утверждающего основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, опубликованному на сайте Совбеза РФ, формирование войск на территории российской части Северного Ледовитого океана позволит обеспечить "военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки".

Таким образом можно констатировать, что борьба за арктический регион, которая ещё недавно велась, главным образом, на исследовательском уровне, постепенно переходит в новое опасное качество – к этапу демонстрации силы.

Несмотря на баснословные выгоды, которые сулит обладание арктическими территориями, в интересах держав региона, не перешагивать этот этап и   вернуться на дипломатический уровень. Площадок для мирного обсуждения проблем северного региона достаточно. Это и Арктический Совет, и Международный научный комитет по делам Арктики, и Комиссия ООН по шельфу. Необходимо, чтобы "нарезание" арктических границ происходило за общим столом, открыто и в мирном ключе, без использования таких аргументов как военные корабли, самолёты и танки.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Грипп, вакцины и мошенничество в масштабах планеты

Россия-Украина: и снова пат

Кислородом, молитвой и "Тамифлю": Украина сражается с гриппом

Досрочная прививка: россиян защитят от болезни, в которую они не верят