ОРЕАНДА-НОВОСТИ  2 февраля Эстония пыталась привлечь внимание собратьев по Евросоюзу к своим неразрешённым территориальным спорам с Россией, а горячие эстонские националисты активно требовали у здания посольства РФ вернуть "исконно эстонские земли". Однако наш сосед привлёк внимание не только к безземельности страны, но и к своей привычке нарушать достигнутые договорённости, а также к безответственности такой уважаемой структуры как НАТО, пускающей в свои ряды проблемные государства.

Во вторник официальная Эстония с размахом и подъёмом государственных флагов отметила неофициальный праздник – 90 лет со дня заключения Тартуского мира с Советской Россией. К этой дате в стране были приурочены научные конференции, в Тарту торжественно открыта мемориальная доска в память о Яне Поски - руководителе эстонской делегации на тех переговорах и проведён концерт, в Таллине Силами обороны был организован торжественный приём, а вышеупомянутые националисты затеяли бучу у здания российского посольства.

Масштабность чествования легко объяснима: тогдашняя Россия, по договору, фактически признала себя побеждённой, обязалась выплатить контрибуцию в размере 12 тонн золота и признала аннексию Эстонской республикой Печорского района с городами Печоры и Изборск (ныне Печорский район Псковской области) и заселённых русскими территорий на правобережье реки Нарвы (ныне Ивангород Ленинградской области). По сути, такие условия договора можно считать главным достижением эстонской дипломатии за всю историю существования государства. Вопрос же о том, по каким причинам другая из договаривающихся сторон – Россия – пошла на такие условия, для триумфатора значения не имеет.

После включения Эстонии в состав СССР в 1940 году прежние границы были восстановлены. В 1991 году Эстония в стремлении вновь стать суверенной, добровольно покинула СССР и территориальных претензий не предъявила. Тем не менее, позже, когда основные процессы по разделению Советского Союза закончились, в текст эстонской конституции, вынесенной на всенародное голосование и поддержанной населением страны, было включено положение о том, что "сухопутная граница Эстонии установлена Тартуским мирным договором от 2 февраля 1920 года" (ст.122), что противоречило всем заключенным до этого соглашениям с союзным центром. Данная статья и стала главным основанием во всех последующих территориальных притязаниях со стороны руководства Эстонской республики.

Примечательно, что Эстония в 2004 году вступила в ряды НАТО, несмотря на то, что устав альянса запрещает приём в свои ряды стран, имеющих территориальные споры. Но для государств Балтии тогда было сделано исключение. Теперь же получается, что Россия имеет разногласия по границе не просто с маленькой страной, которая претендует на территории, ранее оккупированные ей, а с членом огромной военной организации.

В 2005 году казалось, что, территориальный вопрос в отношениях Москвы и Таллина будет снят. Правительствами двух стран было выработано совместное и взаимоприемлемое соглашение о границе. Однако, уже в процессе ратификации документа эстонским парламентом в текст договора, подписанного главами МИД, неожиданно и в одностороннем порядке были внесены положения, указывающие на легитимность Тартуского соглашения. Тем самым, несмотря на то, что Эстония формально отказывалась от претензий, она сохраняла за собой право претендовать на спорные территории. Российская сторона резонно отказалась ратифицировать договор. Разгоревшийся дипломатический скандал свёл на нет все усилия по урегулированию спора.

За прошедшие годы ситуация не изменилась, и эстонские политики продолжают валить всю ответственность за срыв процесса ратификации договора на Россию. Не обошлось без этого и сейчас. Глава МИД Эстонии У. Паэт, выступая на прошедших мероприятиях, заявил, что проблема заключается исключительно в нежелании Москвы идти навстречу. Более конкретно выразился ректор Таллинского университета Рейн Мюллерсон, заявив, что большая Россия могла бы не оставить без внимания требования маленького государства, столь чувствительного в этом вопросе. Перефразировав профессора, можно сказать словами известного героя Гайдая, уверявшего, что "государство не обеднеет". Но на любые подобные предложения достойный ответ прозвучал в том же кинофильме – мол, так никаких волостей не напасешься.

Александр Балабанов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Маленький взрыв с большими последствиями

Калининградский бунт: по ком звонит колокол?

Смертельно опасный отдых

Варежки для Путина