ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Анна говорила, что из всех женщин-коллег ей более всего созвучна Джулия Робертс. В этом выборе есть определённая закономерность. Именно Анна Самохина вошла в историю как главная рretty woman перестроечного кино.

Анна Самохина родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевске Кемеровской области. Детство Анны не сулило ей блестящих перспектив: родители Анны работали на одном заводе, папа - в литейном цехе, мама - в конструкторском бюро. Поначалу жили в семейном общежитии, отец пил, и очень часто Аня с сестрой были предоставлены сами себе.

"Я всегда была очень самостоятельной, – вспоминала Анна, - как-то пришла из школы - семь лет мне тогда было, - а дома никого, и комната пустая. Соседи говорят: "Твои все уехали". Родители, наконец, собрали деньги на кооперативную квартиру, и вот пришло, видимо, время переезжать. Причём я сама была на собрании кооператива, когда решали, кому какой этаж достанется. Тащили билетики с номерами квартир, и мама сказала: "Тяни ты, у тебя рука лёгкая". Я вытащила первый этаж, а мама очень хотела третий, с балконом... С тех самых пор моя голубая мечта - жить высоко".

Вся жизнь маленькой девочки уже была спланировала. В семь лет Ане купили фортепиано, она занималась музыкой дома, потом в музыкальной школе. И вот, по замыслу мамы, она заканчивает школу, поступает в музыкальное училище, потом выходит замуж, причём обязательно за военного, потому что сразу будет квартира. А потом всей семьёй куда-нибудь уезжают, и Аня работает преподавателем музыки в детском садике. Такая вот счастливая жизнь. Правда, жизнь - штука изменчивая, и планам мамы не суждено было сбыться.

Об актёрской карьере Самохина стала мечтать с тринадцати лет. Едва закончив восемь классов школы, Анна Подгорная (девичья фамилия актрисы) отправилась в Ярославль поступать в актёрское училище. Когда на вступительных экзаменах отборочная комиссия практически сразу остановила её во время чтения стихов, она даже отказывалась смотреть в списки поступивших. Но, поддавшись уговорам подруг, с изумлением обнаружила там свою фамилию.

И тут же, едва поступив и начав учиться, сразу влюбилась! Саша Самохин был самым красивым на курсе, Аня была худенькая, бедно одетая и чувствовала себя дурнушкой. "Первый раз Александр меня заметил, когда сестра привезла мне зелёную бархатную юбку и босоножки на каблуках. Однокурсники за мной сразу стали ухаживать, и Саша в том числе". Дальше свадьба, ребёнок, а карьера актрисы была отложена на дальнюю полку. Пока не произошёл один замечательный случай…

Жила она тогда в Ростове-на-Дону, в общежитии, с мужем и маленькой дочкой Сашей. И работала в провинциальном ТЮЗе. А тем временем ассистент по актёрам картины “Узник замка Иф” сбился с ног. Колесил по городам, никак не мог найти главную героиню. Случайно увидев фото Анны с какого-то спектакля, раздобыл её адрес и нагрянул в гости без предупреждения.

В холодный дождливый день Анна шла по коридору общежития с какими-то кастрюльками - там-то её и нашёл ассистент режиссёра. Увидев, как вытянулось у него лицо, и, боясь упустить свой шанс, завопила: "Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!.."

Когда её утвердили на роль Мерседес в приключенческом фильме режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Узник замка Иф", собралось пол-общежития. По старой актёрской традиции, постелили на пол чистое новое полотенце, и Аня вытерла об него ноги. "Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С лёгкой руки моих подруг по общежитию он и начался", вспоминала она.

В свою картину Юнгвальд-Хилькевич подобрал блистательный актёрский состав: это и Виктор Авилов, только делающий первые шаги в кино, и молодой, но уже известный Евгений Дворжецкий, и опытный Михаил Боярский, и мэтры нашего кино Алексей Петренко с Алексеем Жарковым. Начинающая актриса не затерялась, исполнив свою роль броско и очень уверенно.

Хотя Боярского актриса и побаивалась. В одном из интервью она призналась: "Я его боялась: он на язык очень резок. Перед началом картины мы всегда согласовываем дни, в которые можем сниматься, ведь у каждого обычно по два-три фильма, график плотный. Помню, Боярский назвал свои сроки, а я сказала, что в это время приехать не смогу - уезжаю на кинофестиваль. Он совершенно озверело на меня посмотрел и произнёс: "Ты ещё не доросла до фестивалей!" Я так обиделась на него, думаю, что ж это он меня совсем и за актрису не считает? Я его до сих пор побаиваюсь".

Впрочем, этот кинодебют оказался для актрисы очень удачным, и в 1988 году режиссёр Юрий Кара пригласил Анну Самохину сняться в своей картине "Воры в законе". Этот фильм, поставленный по рассказам Фазиля Искандера, в котором играло много замечательных актёров, был с восторгом встречен публикой - чего нельзя было сказать о критиках.

Новые роли не заставили себя ждать. Среди интересных работ актрисы можно выделить роли в костюмной ленте Яна Фрида "Дон Сезар де Базан", где партнёрами Самохиной были Михаил Боярский и Юрий Богатырёв, и в исторической драме "Царская охота", снятой Виталием Мельниковым, в которой она сыграла княжну Тараканову.

В начале 1990-х годов на счету Анны Самохиной - несколько десятков ролей в фильмах разных жанров - в комедиях, детективах, боевиках, исторических лентах.

В 1989 году актриса переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на работу в театр имени Ленинского комсомола (нынешний театр-фестиваль "Балтийский дом"). Самохиной удавалось успешно совмещать выступления на театральных подмостках и съёмки в кино, поэтому на счету у неё десятки ролей в театре, кино и сериалах. Телезрители помнят её по ролям в "Улицах разбитых фонарей" (1999 год), "Чёрном вороне" (2001 год), "Бандитском Петербурге" (2003 год), "Гаишниках" (2007 год) и других телесериалах.

Впрочем, такой известности, как в 1990-е, Самохиной уже не удалось достичь в новом десятилетии. Её типаж не нашёл себе места ни в отечественных блокбастерах, ни в некоммерческом кино - она ассоциировалась в первую очередь с костюмными историческими фильмами и мелодрамами. Правда, Самохина не сидела без дела. Параллельно с работой в театре и кино она занялась вместе со вторым мужем ресторанным бизнесом. Хоть супруги и расстались, актриса оставалась совладелицей ресторанов "Граф Суворов" и "Поручик Ржевский" в Санкт-Петербурге.

Последние проекты с участием актрисы выйдут на экраны уже после её смерти - картины "Дом без выхода" (2010 год) и "Сердца четырёх" (2010 год), а также сериалы "Семейный дом" и "Цвет пламени". После того, как в начале февраля стало широко известно о тяжёлой болезни Самохиной, министр культуры РФ Александр Авдеев подписал указ о присвоении ей звания Заслуженной артистки России.

Сообщения о грозящей ей смерти разбудили обычно спящую телепублику. Многочисленные письма и блоги поддерживали умирающую актрису в её последние дни. Но она, скорее всего, уже понимала, что всё кончено, и отменила объявленный её многочисленными друзьями и коллегами благотворительный концерт.

Друзья актрисы рассказали, что даже купили специальный аппарат для очистки крови и хотели забрать Аню домой. Надеялись, что в родных стенах ей быстрее станет лучше. Но не случилось... Ночью Анне Самохиной неожиданно стало хуже. Прибежавшие по первому же вызову врачи уже ничего не смогли сделать. Сердце 47-летней актрисы остановилось.

Коллеги Анны Самохиной оплакивают эту утрату и отзываются об актрисе с большой теплотой.  Телеведущая и актриса Яна Поплавская рассказала об их совместных съёмках в фильме "Узник замка Иф". По словам Поплавской, Анна была по-настоящему замечательным, добрым, очень лёгким человеком, с которым было интересно работать.  "Будучи, безусловно, очень красивой женщиной, она была абсолютно в этом не уверена. Мы с ней сидели в одесской гостинице, и она говорит: “Янка, я правда красивая?”, а я отвечаю: “Красивая, не то слово!”. Знаете, есть люди, которые, скажем так, обречены быть красивыми, и от этого они очень оберегают свою красоту, скрывают эмоции, чтобы не портить прекрасное лицо. Анька была другим человеком - она вечно хохотала, хулиганила, смеялась. Ей очень хотелось красиво одеваться. Она, вообще, напоминала ребёнка, который до всего дорвался и который страшно хочет жить. Для неё как будто открылся другой совершенно мир".

По словам Поплавской, Самохина на съёмочной площадке "Узника замка Иф" всё никак не могла поверить в то, что она действительно снимается в кино, что её окружают такие знаменитые актёры. "Это было здорово. Она всё время говорила: “Ой, я с такими актёрами снимаюсь, я даже себе представить такого не могла”. С моей точки зрения, Юнгвальд-Хилькевич ей дал такую путёвку в жизнь! Вообще, у нас очень мало таких красивых актрис. Красивых и талантливых. У Аньки же очень хорошее было нутро. Она была очень способной.

"Я потрясён столь ранней смертью Анечки, это очень неожиданно для всех нас, хотя мы и знали о тяжёлой болезни Самохиной, - отметил Юнгвальд-Хилькевич. - В последние месяцы я постоянно созванивался с её дочкой Сашенькой, девушка вела себя очень мужественно, ведь вся эта беда свалилась, прежде всего, на её плечи".

По словам режиссёра, Анна Самохина была замечательным человеком, весёлым и талантливым. "Она была как сверкающий бриллиант, но при этом обладала очень сильным, совсем не женским характером", - отметил Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Ещё один режиссёр, который работал с Анной Самохиной в кино - Виталий Мельников. Он рассказал, что счастлив, что сумел раскрыть в Анне Самохиной психологическую глубину и романтизм. Создатель картины, "Царская охота", где актриса сыграла главную роль, гордится тем, что смог сделать из Анны Самохиной одну из самых романтичных героинь российского кино.

"Смерть Анечки - это страшная утрата для всех нас, - заметил он. - Она была такой молодой, такой красивой. Это был действительно очень открытый и добрый человечек, и поэтому мне бесконечно жаль, что она ушла".

Актёрские работы:
Воры в законе, 1988 г., (художественный фильм)
Узник замка Иф, 1988 г., (художественный фильм)
Дон Сезар де Базан, 1989 г., (художественный фильм)
На железной дороге, 1989 г., (художественный фильм)
Женский день, 1990 г., (художественный фильм)
Царская охота, 1990 г., (художественный фильм)
Брюнетка за тридцать копеек, 1991 г., (художественный фильм)
Взбесившийся автобус, 1991 г., (художественный фильм)
Волчья стая, 1991 г., (художественный фильм)
Дура, 1991 г., (художественный фильм)
Исчадье ада, 1991 г., (художественный фильм)
Семьянин, 1991 г., (художественный фильм)
Идеальная пара, 1992 г., (художественный фильм)
Рэкет, 1992 г., (художественный фильм)
Тартюф, 1992 г., (художественный фильм)
Волчицы, 1993 г., (художественный фильм)
Сделай мне больно, 1993 г., (художественный фильм)
Страсти по Анжелике, 1993 г., (художественный фильм)
Гангстеры в океане, 1994 г., (художественный фильм)
Колесо любви, 1994 г., (художественный фильм)
Поезд до Бруклина, 1994 г., (художественный фильм)
Русский транзит, 1994 г., (художественный фильм)
Трень-брень, 1994 г., (художественный фильм)
Бульварный роман, 1995 г., (художественный фильм)
Детонатор, 1995 г., (художественный фильм)
Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого, 1996 г., (художественный фильм)
Седьмое кольцо колдуньи, 1998 г., (художественный фильм)
Китайский сервиз, 1999 г., (художественный фильм)
Новые приключения ментов. Часть 7. Дама с собакой, Шла Саша по шоссе..., 1999 г. (в составе сериала "Новые приключения ментов")
Чёрный ворон, 2001 г., (художественный фильм)

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

 

В Петербурге ушла из жизни актриса Анна Самохина