ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Практически незамеченная российскими СМИ железнодорожная авария в Бурятии внезапно обросла скандальными подробностями и возможными катастрофическими последствиями.

Инцидент со сходом цистерн произошёл в ночь с 7 на 8 февраля 2010 года в километре от железнодорожной станции Челутай Заиграевского района Бурятии. Эти пути относятся к ведению Восточно-сибирской железной дороги (ВСЖД). Состав, состоящий из цистерн, заполненных сырой нефтью, направлялся в Китай. Тогда сообщалось о разливе 10 тонн нефти, а площадь загрязнённого участка составила около 50 квадратных метров. Как заявил начальник службы по связям с общественностью ВСЖД ОАО "РЖД" Евгений Хохряков, разлив был локализован, обработан реагентом, а к месту аварии вызваны два восстановительных поезда.

Дальнейшее развитие событий характеризует тот уровень ротозейства и попустительства, который установился в нашей стране. Вместо того, чтобы отвезти собранную с грунтом нефть на специальный полигон в Иркутскую область, его сбросили вдоль насыпи технологической железнодорожной ветки, которая связывает Транссиб с угольным разрезом Тугнуйский. Этот участок находится в нескольких десятках километрах от места аварии. В результате возникла угроза загрязнения рек Челутайка и Илька, которые входят в водоохранную зону Байкала. Уже установлено, что сваленный грунт с нефтью попал в русло самовозрождающегося (он наполняется водой с таянием снега и дождями) ручья Харагужатка, впадающего в Челутайку.

"Площадь свала составила 1,6 тыс. кв. метров. Масса сброшенного грунта превышает 500 тонн", - рассказал глава управления Росприроднадзора по Бурятии Константин Дремов.

Представители Восточно-Сибирской железной дороги поспешили заявить, что это не более чем "технологическая перевалка груза на пути его следования в Иркутскую область". "Подобная перевалка бывает. Например, если вывозят грунт на одних платформах, которые не предусмотрены для следования на большие расстояния. Тогда землю могли выгрузить. Но затем её должны вновь погрузить - уже на другие платформы - и доставить к спецполигону для утилизации", - отметил Евгений Хохряков.

Однако, эти оправдания в Росприроднадзоре считают несостоятельными. "Выводы о виновниках ЧП находятся в компетенции природоохранной прокуратуры, которая ведёт расследование инцидента", - подчеркнул Дремов.

По ходу дела открылись новые подробности аварии, произошедшей 7 февраля. В ходе транспортировки повреждённых вагонов 9 февраля на расстоянии 26 метров от реки Илька произошёл второй разлив нефти из одной цистерны на площади в 200 квадратных метров. В результате на земле оказалось до 35 тонн сырой нефти.

По факту случившегося Бурятская транспортная прокуратура инициировала проверку. Каковы будут её итоги, пока неизвестно. Вместе с тем погрузочно-транспортное управление "Тугнуйское" уже рискует получить штраф до 250 тыс. руб., поскольку не имеет лицензии на приём и переработку отходов, а следовательно - нарушило статью кодекса об административных нарушениях "несоблюдение требований при обращении с отходами".

Но деньги деньгами. В конце концов, у "РЖД" оплатить штрафы средств явно хватит. Но о чём думали те лица, которые принимали решение сбросить грунт с нефтью в водосборной зоне Байкала? Такое отношение к крупнейшему природному резервуару нашей планеты и одной из главных жемчужин нашей страны говорит либо об отсутствии совести, либо об уверенности в своей полной безнаказанности.

По словам помощника природоохранного прокурора Алеси Стальмаковой, в настоящее время загрязнённый грунт железнодорожниками вывозится в Тайшет. После чего участок расчистят и обработают сорбентами. Уже потом будет взята проба почвы. Мониторинг экологической ситуации на данной и близлежащих территориях будет вестись на протяжении почти всего 2010 года. Кстати, полученные результаты анализов почвы, взятых с места аварии 7 февраля, показали превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в 1650 раз.

Примечательно, что одновременно с развитием скандала вокруг сброса грунта с нефтью в водоохранной зоне Байкала, произошло ещё одной событие, связанное с самым чистейшим (пока ещё) озером мира. История эта началась 9 февраля, когда в бурятских СМИ появились сообщения о письме депутатов Народного Хурала Бурятии к Владимиру Путину, в котором народные избранники требовали отменить недавнее постановление правительства, которое фактически сняло с Байкальского целлюлозно-бумажного комбината обязательство использовать "бессточные системы водопользования". Изначально сообщалось, что под обращением подписались все депутаты регионального парламента. Позже оказалось, что подписей было только 36 из 66. А 18 февраля об отзыве своих голосов заявили практически все депутаты-единоросы. Видимо, на заседании президиума политсовета Бурятского регионального отделения "Единой России", было решено, что отстаивание интересов Байкала не соответствует линии партии. Да и жаловаться на решение своего руководителя как-то не очень удобно. Примечательно, что депутаты от оппозиционных партий, подписавшихся под письмом к Путину, свои голоса не отозвали.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Отмена сертификации в России: за качество НЕ отвечаю

Тёмная сторона Литвы

Sollers - Дальний Восток: ложка мёда в бочку дёгтя

Чем запомнится Ванкувер-2010?