ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сегодня продолжается общенациональный траур в Польше по жертвам авиакатастрофы под Смоленском. Вместе с поляками скорбят их соседи и друзья в России, Украине, Литве и Латвии, в структурах Евросоюза, в Бразилии и других странах. Одновременно, вместе с проведением расследования трагедии появляются её первые версии.

Авиакатастрофа польского самолёта Ту-154 с президентом страны Лехом Качиньским на борту, произошедшая примерно в 10.50 мск в субботу, 10 апреля 2010 г., стала основным мировым событием минувших выходных. Обстоятельства и последствия катастрофы вблизи аэродрома "Северный" под Смоленском, унёсшей в общей сложности 96 человеческих жизней, включая первую леди Польши Марию Качиньскую, ведущих польских политиков, военачальников, общественных деятелей, членов экипажа, подробно описаны в информсообщениях агентства ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Все они приведены в обратной хронологической последовательности в конце данного материала.

Вместе с тем, необходимо отметить, что сразу же после авиакатастрофы польского борта №1 в отечественной и зарубежной прессе начали появляться первые версии, реконструирующие события роковой для значительной части польского истэблишмента субботы. Примечательным в данном отношении является то обстоятельство, что подавляющее большинство неправительственных экспертов (правительственные эксперты, будучи чиновниками, хранят пока молчание, дожидаясь анализа содержимого "чёрных ящиков") указывают на человеческий фактор как основную причину трагедии. По мнению авиаспециалистов, экипаж Ту-154 пошёл на неоправданный риск, пытаясь совершить посадку в сложных метеоусловиях. Аэродром "Северный" был окутан столь плотным туманом, что пытавшийся совершить посадку перед президентским бортом российский военный Ил-76, совершив две неудачные попытки, запросил посадку во "Внуково".

Президентский же борт совершил 3 неудачные попытки приземлиться, прежде чем на четвёртой попытке задел на высоте 20 м верхушки деревьев и упал, не дотянув до ВВП примерно 500-700 м. При этом экипаж самолёта польского президента несколько раз не выполнил указаний руководителя полётов аэродрома и проигнорировал рекомендацию уйти на запасной аэродромы в Минск, Витебск или Москву. Об этом, в частности, заявил СМИ первый заместитель начальника главного штаба ВВС генерал-лейтенант Александр Алёшин. Вместе с тем, некоторые эксперты считают, что на командира корабля - офицера элитного 36-го полка ВВС Польши - могли оказывать давление высокопоставленные чиновники, включая самого главнокомандующего, который стремился успеть на церемонию поминовения в Катынь, имеющую огромное символическое значение для поляков. "Не пилоты принимали решение, - уверен заслуженный лётчик России, лётчик-испытатель Александр Акименков. - Президент опаздывал на церемонию. Пилоты же не самоубийцы".

При этом некоторые политологи считают, что Качиньский, возможно, считал неприемлемой посадку как в Москве, так и в Минске по политическим соображениям. С одной стороны, ему могла претить мысль, пусть и вынужденно, воспользоваться гостеприимством Александра Лукашенко. С другой стороны, у Качиньского были весьма сложные отношения и с российскими руководителями, которых он резко критиковал за политику в Абхазии и Южной Осетии, эмбарго на импорт мяса из Польши и пр. Неслучайно же, российская сторона официально приглашала на церемонию в Катынь полтического противника Качиньского, польского премьера Дональда Туска.

Вместе с тем, в польских СМИ прозвучали обвинения в адрес военных авиадиспетчеров аэродрома "Северный". Бывший командир 36-го авиаполка ВВС Польши Томаш Петржак в интервью польскому телеканалу TVN24 заявил, что, по его данным, командир экипажа Ту-154 Аркадиуш Протасюк заходил на посадку только один раз, а разбился во время манёвра. "По имеющейся у меня информации, президентский борт заходил на посадку один раз, разговоры про четыре попытки посадить самолёт - это спекуляции", - заявил лётчик. Он также отметил, что по сложившейся практике пилоты предпринимают две попытки посадить лайнер. Если это не получается, они уходят на запасной аэродром. При этом президент Польши Лех Качиньский вряд ли мог требовать от пилота идти на смертельный риск, а вот российские диспетчеры, по мнению Петржака, дали нечёткие команды. Очевидно, что точку в этом споре поставит расшифровка записей "чёрных ящиков" самолёта, найденных на месте трагедии.

В целом же, реакция польских СМИ на трагедию свидетельствует о глубоком потрясении, шоке, испытанном всем польским обществом. Архиепископ Юзеф Михалик, митрополит Пшемысля, президент Конференции католических епископов Польши заявил в связи с катастрофой изданию "Rzeczpospolita": "В эту минуту каждый поляк испытывает огромную боль и каждый по-своему чтит память погибших. Это небывалая трагедия. К большим жертвам польской интеллектуальной элиты 70-летней давности добавилась трагедия людей, которые так сильно добивались правды о Катыни. Они ехали туда, находясь на службе Родины. Это были самые выдающиеся сыны и дочери польского народа". Депутат Мариуш Блашчак, пресс-секретарь клуба партии "Право и справедливость": "Это колоссальная трагедия. Погибла элита польского общества. В очередной раз. Катынь становится местом, в котором случаются невообразимые трагедии. В очередной раз Катынь отобрала у нас польскую элиту...". Валди Дзиковский, "Гражданская платформа" (PO): "Огромная трагедия, Польша внезапно потеряла столько выдающихся людей, среди которых были мои ближайшие друзья. Я могу сказать только это". "Это второе по размеру горе после Катыни: там нам пытались отрубить голову, и сейчас элита погибла. Чтобы это возместить, понадобится время. Огромная потеря. В независимости от наших различий, это огромная интеллектуальная потеря для нашего народа. У нас вновь вырвали элиту нашей страны, мы будем долго восполнять это, долго учить, это уже не будет то, что было. Мы должны увидеть насколько малозначима наша жизнь", – заявил СМИ экс-президент Лех Валенса.

Агентство ОРЕАНДА-НОВОСТИ приносит искренние соболезнования родным и близким польских граждан, погибших в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 г., всем нашим польским соседям и друзьям. 

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Тело президента Польши отправлено в Варшаву

Путин прибыл в Смоленск проститься с президентом Польши

Польша замерла на 2 минуты в знак траура

СКП: опознаны тела 24 погибших в авиакатастрофе

Психологи МЧС помогают родственникам погибших под Смоленском

Последствия авиакатастрофы ликвидируют более 800 человек

Специалисты МАК вскрывают "чёрные ящики" разбившегося Ту-154

12 апреля объявлено в ЕС днём траура по погибшему президенту Польши

Россия скорбит вместе с Польшей

Ярослав Качиньский опознал останки своего брата

В Польше начался общенациональный траур

Медведев: Под Смоленском произошла страшная беспрецедентная трагедия

Путин и Туск отправились на место гибели Леха Качиньского

Опубликован список польских чиновников, погибших под Смоленском

Госкомиссию по установлению причин авиакатастрофы возглавит Путин

МЧС РФ: на борту разбившегося Ту-154 были 96 человек

И.о. президента Польши назначен Бронислав Коморовский

Контролировать расследование авиакатастрофы будет Генпрокурор РФ

Польша скорбит по погибшим

Совет министров Польши собирается на чрезвычайное заседание

В Смоленск направляются следователи СКП РФ

Власти Польши подтверждают смерть Качиньского

Под Смоленском разбился самолёт с президентом Польши на борту

Губернатор Смоленской области: в авиакатастрофе никто не выжил

В крушении Ту-154 под Смоленском погибли 87 человек