ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Лето - традиционная пора отпусков. Многие в это время планируют свой отдых: как и отдохнуть хорошо, и в бюджет уложиться, и чтобы впечатления позитивные остались. Среди россиян немало тех, кто выбирает отдых, не связанный с выездом за рубеж. И большинство среди них направятся на курорты Краснодарского края. Только Сочи - столица будущей Олимпиады готовится принять за три летних месяца около 3,5 млн туристов. Все они будут добираться до места назначения различными транспортными средствами. Благо, выбор большой: личный автомобиль, поезда, самолёты. Цены на билеты до места назначения стоят в первых строках бюджета, выделенного на отдых, поэтому неудивительно, что различные перевозчики борются за клиента. И в этом вопросе удивительную прыть демонстрируют авиаперевозчики, тогда как монополист РЖД с грустью констатирует спад продаж плацкартных и купейных билетов. По данным компании, в мае этого года продажи железнодорожных билетов по всей России упали на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А падение за первые пять месяцев 2010 года составило 20%.

Приведём реальный пример: путешествие из Москвы в Сочи. За отправную точку берём 1 июля. Согласно сервису Яндекс.Расписания, самый дешёвый авиабилет из российской столицы в будущую столицу зимней Олимпиады обойдётся примерно в 4 тыс. руб. В диапазоне до 7 тыс. руб. билеты предлагают около семи авиаперевозчиков. Перелёт займёт примерно 2 часа и 20 минут (плюс/минус 10 минут). Стоит отметить, что часто авиакомпании проводят различные акции, попав на которые можно улететь ещё дешевле. И не только в Сочи. В этом плане РЖД далеко до авиаперевозчиков. Максимум, что сделал железнодорожный монополист в этом году, так это не стал повышать цены на курортные направления. Самый дешёвый плацкарт до Сочи из Москвы будет стоить чуть больше 1700 рублей, а купе 3379 рублей. Добираться на таких поездах придётся минимум 35 часов, есть поезда быстрей - они доезжают до Сочи за 25 часов, но билеты там будут стоить дороже. Цены в обратном направлении обойдутся примерно во столько же.

Таким образом, при выборе купе поезда и самолёта выбор кажется вполне очевидным. При почти равнозначной стоимости при передвижении воздухом турист доберётся до нужного места более чем в десять раз быстрее. Впрочем, у поездов есть немало сторонников. Люди, выросшие ещё в Советском Союзе, сохранили добрую память о дружеских застольях в тесных купе, песнях под гитару задушевных разговорах. Одним словом, романтика. К тому же, путешествуя на поезде, можно увидеть (пусть даже проездом) множество городов.

Но если одним из главных требований к средству передвижения человек называет комфорт, то про российские поезда такого точно не скажешь. Большинство подвижного состава РЖД было произведено ещё в советские времена, а потому не могут похвастаться комфортабельностью. Грязь и духота - на это пассажиры российских поездов жалуются чаще всего.

Для получения более объективных данных возьмём ещё несколько популярных среди россиян направлений. Как известно, Москва для многих жителей является своеобразным перевалочным пунктом. Добравшись сюда из самых отдалённых уголков страны, россияне продолжают свой путь заграницу.

Согласно сервису Яндекс.Расписания, на 30 июля самый дешёвый авиабилет Владивосток-Москва обойдётся в 12569 руб., самый дорогой встанет почти в 16,5. Перелёт с Дальнего Востока в самый центр страны займёт примерно 9 часов. Плацкарт и купе обойдутся в 5800 и от 14185 соответственно. Таковы цены на проезд в поезде, который идёт до Москвы 6 дней и 16 часов. На 13 часов меньше идёт другой поезд, но там плацкарт будет стоить минимум 8600, а купе от 21 тыс. руб.

Ещё одно направление Новосибирск - Москва даёт схожие результаты. Улететь из сибирской столицы можно за 7 тыс. (минимальная цена). В Москве самолёт приземлится примерно через 4 часа. Цены на железнодорожный билет в аналогичном направлении начинаются с 3 (плацкарт) и 7 (купе) тыс. руб. Дорога до Москвы займёт соответственно 2 дня и 7часов.

То есть те, кто экономят время и любят комфорт, отдадут предпочтение самолёту, при этом особо не переплачивая. В настоящее время поезд всё же намного популярнее самолёта, однако, если РЖД не пересмотрит свои тарифы на проезд, если не займётся вплотную модернизацией подвижного застава и запуском скоростных поездов, это соотношение может измениться в ближайшие годы. Правда, учитывая, что на все вышеперечисленные меры железнодорожному монополисту понадобятся десятки миллиардов рублей, вряд ли стоит надеяться на уменьшение стоимости билетов.

В конце концов, можно последовать примеру шутки команды КВН "Уездный город" и на отдых поехать на поезде, а возвращаться на самолёте. Такой выбор КВН-щики объяснили просто: в самолёте можно пить 2 часа, а в поезде три дня. А вот возвращаться лучше на самолёте, потому что впереди конец отпуска и работа: пить нельзя. Поэтому лучше не пить 2 часа в самолёте, чем три дня в поезде.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

"Золотые горы" Афганистана

Киргизия в огне: поджоги, убийства, насилие

Президента не штрафуют

"Откуда ноги растут" у приморского партизанского национализма