ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Отличительной чертой международного авиасалона Фарнборо-2010 стало практически полное отсутствие военных контрактов - в условиях кризиса большинство стран мира сократили оборонные бюджеты, за счёт которых и осуществляется покупка нового вооружения. Впрочем, авиасалон всё равно выдался интересным - на нём можно было посмотреть реплики и оригиналы самолётов Второй мировой войны, а также новую технику, принятую или же принимаемую на вооружение.

В 2010 году на авиасалоне преобладали гражданские контракты - хорошо продавались Sukhoi Superjet 100, Airbus A380 и Boeing 787 Dreamliner. Военные же, посетившие авиасалон, вяло осматривали представленную экспозицию, прохладно интересовались тактико-техническими характеристиками беспилотников и грустными взглядами провожали уносящиеся вдаль истребители, принимающие участие в лётной программе - поглядеть можно, а денег, чтобы купить, не хватает, пишет Лента.Ру.

По грубым подсчётам организаторов выставки, общая сумма контрактов, заключённых на Фарнборо, составила 47 млрд долларов. Значительную долю этих средств положили в карман крупнейшие в мире авиастроительные концерны Airbus и Boeing. Для сравнения, в ходе прошлого авиасалона, проходившего в 2008 году, участникам удалось продать свою продукцию на общую сумму в 88,7 млрд долларов. Тогда глобальный финансово-экономический кризис ещё только набирал силу, а рост цен на авиакеросин подстегнул спрос - компаниям оказалось выгоднее покупать новые самолёты, потребляющие меньше топлива.

В отличие от своих гражданских коллег-авиастроителей, военные производители всё равно не теряли надежду продать хоть что-нибудь - на стендах крутились красиво смонтированные видеоролики, призывно пестрели брошюры с описанием продукции, а в специально отведённых местах красовались отмытые до блеска беспилотники, ракеты, истребители и вертолёты. Израильская компания Elbit Systems представила на авиасалоне универсальный кокпит нового поколения CockpitNG, который может быть установлен на вертолёты, истребители, учебные и транспортные самолёты.

Израильское изобретение представляет собой сочетание нескольких цветных информационных дисплеев, главным из которых является большой мультисенсорный экран, способный выводить информацию со всех бортовых систем. Пилот может самостоятельно выбирать сведения, выводимые на дисплей. Контрактов на поставку новинки заключено не было, но, по данным Elbit Systems, компания уже начала переговоры с тремя неназванными производителями авиационной техники.

Американская компания Raytheon развлекала посетителей своего стенда видеозаписями с испытаний нового боевого лазера CIWS, испытания которого проводились в мае 2010 года. Это оружие способно сбивать самолёты и беспилотники, летящие на разных высотах и дальностях. Любопытной особенностью устройства является его способность поражать цели над морем, на что пока не способны другие лазеры. Во всяком случае, Raytheon объявила, что успешные испытания CIWS проводились именно над морем - максимальная дальность уничтожения беспилотника составила 3,2 километра.

В свою очередь пакистанская компания Pakistan Aeronautical Complex пригнала на авиашоу два новых боевых самолёта JF-17 Thunder, созданных совместно с Китаем. Пакистан рассчитывает активно экспортировать эти самолёты и даже, по некоторым данным, договорился с Россией о реэкспорте двигателей РД-93 стоящих на истребителях. Впрочем, контрактов на поставку JF-17 заключено не было. Были только продолжены вялотекущие переговоры с Египтом о продаже самолётов и открытии их совместного производства.

Из новинок на Фарнборо-2010 можно было также увидеть разведывательный беспилотник Anka ("Феникс"), созданный турецкой компанией Turkish Aerospace Industires. Выкатка этого аппарата состоялась за несколько дней до начала работы британского авиасалона - 16 июля. В тот же день был впервые запущен двигатель беспилотника. Планирует ли Турция поставлять свой аппарат на экспорт, пока неизвестно. Во всяком случае в ходе Фарнборо турецкая компания купить Anka никому не предлагала.

Между тем, воздушное пространство Великобритании рассекали Messerschmitt Bf 109, Fiat G.46, Hawker Hurricane и даже тяжёлый бомбардировщик Vickers Vimy. Эти самолёты отметились во время войн начала XX века. Вместе с ними публику развлекали вполне современные Lockheed Martin F-22 Raptor, A400M, которому Airbus присвоило звучное имя "Гризли", Saab JAS-39 Gripen NG, Alenia Aermacchi M-346 Master, Boeing F/A-18E Super Hornet и даже индийские вертолёты HAL Dhruv.

Второй раз на Фарнборо выступал британский стратегический бомбардировщик Avro Vulcan, давно списанный, но вернувшийся из небытия усилиями фонда по сохранению авиации. Самолёт на вооружение повторно принят не был, но был тщательно отремонтирован и возвращён в пригодное к полетам состояние. По слухам, на следующем Фарнборо будет участвовать ещё один британский бомбардировщик V-серии - Handley Page Victor. Впрочем, уверенности в этом нет.

Российское оружие компании - участники Фарнборо-2010 пытались продавать "по бумажке" - традиционный способ продвижения продукции на протяжении последних лет. Желающие могли лишь ознакомиться с макетами, моделями, плакатами, проспектами, видеофильмами, с чем угодно, кроме самого интересного - натурных образцов. Аналогичным образом российские предприятия поступили на авиасалоне Dubai Airshow в ноябре 2009 года.

В "бумажном" варианте на Фарнборо-2010 были представлены истребители Су-35, МиГ-35, МиГ-29СМТ, Су-32 и традиционный уже Су-30МК, вертолёты Ка-52, Ми-35М, Ка-60, Ми-171Ш, Ми-26, а также учебно-боевые самолёты Як-130. Перспективный российский истребитель Т-50 (ПАК ФА) на авиасалоне представлен не был вообще - его планируют показать на подобном мероприятии лет через пять-шесть, когда начнётся поставка серийных самолётов ВВС России. Впрочем, российским авиалюбителям повезет больше - по словам генерального директора компании "Сухой" Михаила Погосяна, ПАК ФА покажут уже на МАКС-2011.

Вообще без новостей от российской оборонки на Фарнборо не обошлось. Например, стало известно о "молниеносном" (так его окрестил "Рособоронэкспорт") контракте с Перу, чьи военные купили шесть транспортных вертолётов Ми-171Ш и два ударных - Ми-35П. Сумма сделки оценивается в 250 млн долларов. "Молниеносной" эта сделка была названа потому, что переговоры о покупке вертолётов между ВВС Перу и "Рособоронэкспортом" начались в апреле 2010 года и завершились спустя каких-то четыре месяца. Первые машины Перу получит до конца текущего года, а полностью поставка завершится в 2011-м.

Следующую ФИНАНСОВУЮ СВОДКУ читайте в среду, 28 июля 2010 года в 13.00.

Читайте также:

ФИНАНСОВАЯ СВОДКА на 13.00: В Таможенный союз может войти Сирия

БИЗНЕС-Сводка на 9:00: Базэл может купить Sky Express

Выбор авто: выбор не из лёгких

Иллюзорная ипотека