ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Накануне Алексей Кудрин пообещал избавить Россию от одной из главных бед - уже через 10 лет дороги в стране будут ничуть не хуже, чем в том же Евросоюзе. Правда, в словах вице-премьера можно усомниться: при текущем уровне коррупции никаких денег не хватит на "оздоровление" российских дорог.

Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин 28 августа поделился с журналистами в Якутске планами по созданию федерального Дорожного фонда. По мнению министра, благодаря этому дороги страны наконец-то достигнут европейского качества, правда, не сразу, а через 10 лет. "Это всё не за горами, в ближайшие десять лет мы эту задачу решим в нашей стране, - приободрил журналистов Кудрин. - В течение примерно пяти-семи лет мы доведём содержание федеральных дорог до 70% от норматива. Это означает, что все дороги будут ровными и по ним можно будет ездить, без колдобин и без того, чтобы застревать".

Откуда такой оптимизм? По словам Кудрина, в 2011 году в России увеличатся акцизы на бензин и появится дорожный фонд. Этот институт не нов, дорожный фонд просуществовал в России 10 лет, но в 2001 году был упразднён. Как говорили тогда, из-за непрозрачности и нецелевого использования средств. После этого деньги на ремонт и строительство дорог стали выделяться отдельной строкой в бюджете.

По задумке властей, в дальнейшем дорожный фонд возьмёт на себя полное содержание российских федеральных дорог. Наполняться дорожный фонд будет за счёт акцизов на ГСМ, их планируется брать при продаже бензина. Тем самым будет реализован принцип "кто больше ездит - тот больше платит". Предполагается, что в ближайшие три года акцизы на бензин и дизтопливо постепенно вырастут - в целом на 3 руб. за литр. Можно предположить, что на эту же сумму подорожает и "горючка".  Зато, как обещают власти, уже в 2011 году благодаря новшеству расходы на дорожное строительство вырастут почти на 100 млрд руб. по сравнению с расходами нынешнего года.

Впрочем, не один Кудрин такой оптимист. Ранее министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что благодаря созданию федерального дорожного фонда в России до 2015 года будет доведено до нормативного состояния 85% дорог. В абсолютных цифрах, по его словам, к нормативному состоянию будут приведены 45 тыс. из 54 тыс. километров трасс федерального назначения. "То есть фактически вся дорожная сеть будет доведена до нормативного состояния", - подчеркнул Левитин, отметив, что это позитивно скажется на транспортной ситуации и, в частности, приведёт к сокращению числа ДТП

Надежды нет

Увы, но надеяться на лучшее не приходится: автомобилисты сегодня - главная дойная корова государства. В эффективной, некоррумпированной экономической системе решение о создании дорожного фонда было бы правильным. Автомобилисты платят большие деньги в казну, хотелось бы, чтобы их использовали по назначению. Кроме того, когда деньги  сконцентрированы в одном фонде, их легче контролировать. Но в условиях коррупции и воровства эта, в общем, полезная и правильная мера не может дать должного эффекта, поскольку обеспечить "народный" контроль будет крайне сложно.

Проблема дорог - это проблема российской системы: коррупция, чиновничий произвол, отсутствие политической конкуренции, а значит, и реальной оппозиции и контроля над действиями властей. Боюсь, улучшения качества трасс нам ждать не стоит, говорит председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Стоит ждать увеличения нагрузки на автомобилистов: цены на бензин вырастут, транспортный налог не сильно уменьшится.

Дорогие дороги

Строить дороги в России сегодня едва ли не дороже, чем где бы то ни было в мире. В частности, по оценкам экспертов, на данный момент средняя стоимость строительства дорог в России выше по сравнению с Евросоюзом в 2,6 раза,  с США - в 3 раза,  с Китаем - в 7,3 раза. Другое сравнение: в Китае 1 километр дороги стоит 2,4 млн долларов, в США - 5,9 млн, в странах Евросоюза - 6,9 млн, а в России - 17,6 млн долларов.

Ещё хуже выглядят темпы дорожного строительства. Так, в период с 1995-го по 2008 год протяжённость авто- и железнодорожной сети почти не увеличилась. В 2008 году было построено всего 2,3 тыс. километров дорог. Для сравнения: в Китае столько строят за 10 дней.

Откуда такая разница? Главная причина - крупные откаты. Нашим чиновникам получается выгодно тратить миллиарды рублей в год не на строительство современных дорог, а зарывать деньги в асфальт, проводя неэффективный, а чаще всего и некачественный "ямочный ремонт". 

Между тем российские власти недооценивают необходимость создания современной качественной автодорожной инфраструктуры. "В кризис все страны увеличили объём финансирования дорог - это одна из антикризисных мер и средство для увеличения внутреннего спроса, - рассказал президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. - Россия - единственная страна, которая финансирование, наоборот, сократила".

К слову

Состояние автодорожной инфраструктуры России, страны с уровнем доходов выше среднего, оценивается экспертами Всемирного банка на самом низком уровне: по качеству дорог Россия находится на 111 месте в мировом рейтинге - почти в самом конце. Ниже России расположились только Киргизия, Болгария, Украина, Польша и Румыния. Отечественные дороги уступают по качеству казахстанским и азербайджанским, а от лидеров рейтинга - Франции,  Германии и Финляндии - Россия отстаёт практически в три раза.

Прецедент

Жительница Читы получит четверть миллиона рублей за то, что попала в серьёзную аварию из-за выбоины на трассе. Едва ли не впервые в России суд признал виновным в ДТП компанию, занимающуюся ремонтом и содержанием дорог. В данном случае это предприятие "Автомобильные дороги Забайкалья", которое, согласно вердикту, не обеспечило безопасность водителей.

В ГИБДД говорят: водитель, конечно, должен учитывать состояние дороги, когда давит на газ. Но юридически любое отклонение от ГОСТа на месте ДТП - даже если нет разметки - уже повод обратиться в суд. "Водители должны помнить: на дороге, в соответствии с нормативными требованиями, не должно быть ни ям, ни выбоин, которые снижают скорость", - отмечает заместитель начальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Анатолий Глухов.

В прошлом году плохие дороги, по официальной статистике, стали причиной почти каждого пятого ДТП в стране: 39 тыс. аварий. И число таких происшествий лишь увеличивается. В материалах подобных дел никогда не найдёшь фразу - "авария по вине дорожных служб". Вместо этого формулировка - "ДТП сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия". Но и этого уже достаточно, чтобы пытаться доказать свою правоту в суде. Причём прецедентов, когда пострадавшим это удавалось, всё больше. Главное - с самого начала правильно оформить документы.

Когда всё верно оформлено, нужно терпение. И немного удачи. В России - не прецедентное право. Но если положительных для автолюбителей решений суда будет больше, возможно, и дорожники задумаются: что лучше - возмещать причинённый ущерб, или сделать так, чтобы его не было вовсе.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Карательная психиатрия: жертвой может стать каждый

РЖД - главные на большой дороге

В плену у пробок

Калининградская аномалия