ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Иран может предъявить России штрафные санкции на сумму до 200 млн долларов за нарушение контрактных обязательств по поставкам вооружений. Штраф только за аннулирование соглашения по поставке пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 стоимостью более 800 млн долларов может составить до 10 % от суммы контракта, то есть около 80 млн долларов.

В целом, как показывает мировая практика, штрафные санкции за одностороннее аннулирование контрактов составляют от 5 до 10% от их стоимости, что прописывается в каждом соглашении. На момент подписания указа президента РФ Дмитрия Медведева о мерах по выполнению резолюции СБ ООН № 1929 от 9 июня 2010 года, в стадии реализации с Тегераном находилось ещё несколько программ. По имеющимся данным, контракт на модернизацию 24 Су-24 (300 млн долларов) входил в пакетное соглашение стоимостью 1,4 млрд долларов, подписанное в декабре 2005 года. Основной объём работ по этой программе планировалось выполнить в период 2009-2010 гг. Предположительно, эта программа на текущий момент реализована на 50%. Если это соответствует действительности, с учётом сворачивания работ по этой программе штрафные санкции могут составить до 15 млн долларов, пишет Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). 

В 2010 году планировалось завершить работы по модернизации третьей ДЭПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана. Штрафные санкции по этой программе могут составить 3-5 млн долларов. Остальная сумма приходится на неисполнение контрактных обязательств по поставкам запчастей, сервисному обслуживанию и ремонту ранее поставленной военной техники. Этот сегмент очень ёмкий из-за большого количества поставленных Тегерану вооружений, а контракты, как правило, предусматривают обеспечение МТО и поставку запчастей в течение длительного периода времени.

По мнению ЦАМТО, в случае выставления штрафных санкций, государство должно компенсировать потери предприятиям ОПК из госбюджета, поскольку они не несут ответственность за возникшую форсмажорную ситуацию. Указом президента РФ предусматривается запрет на экспорт всех семи видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН - боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолётов, боевых вертолётов, военных кораблей, ракет и ракетных систем. Указ президента РФ полностью соответствует п.8 резолюция № 1929, принятой 9 июня 2010 года Совбезом ООН, которая  вводит запрет на продажу Исламской Республике Иран всех семи категорий вооружений по классификации Регистра ООН. 

Следует отметить, что кроме поставки финальных образцов вооружений, указ президента РФ предусматривает также запрет на поставку запчастей и средств материального обеспечения к военной технике, которая входит в перечень семи категорий вооружений Регистра ООН, что также соответствует п.8 резолюции № 1929 СБ ООН. В то же время, как отметил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, "Россия не прекращает полностью военно-техническое сотрудничество с Ираном, возможности для этого остаются, несмотря на введение жёстких ограничений".

В этом же ключе высказался заместитель министра иностранных дел России Алексей Бородавкин, который заявил, что "в строгом соответствии с резолюцией СБ ООН и соответствующим указом президента РФ, Россия ограничивает объём военно-технического сотрудничества с Ираном, но не приостанавливает и тем более не прекращает его".

Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, в свою очередь, заявил, что "Россия продолжит ВТС с Ираном по тем вопросам и в тех направлениях, которые не подпадают под ограничения резолюции Совбеза ООН № 1929".

По мнению ЦАМТО, ограниченный сегмент для сотрудничества в сфере ВТС РФ с Ираном имеется, однако, вряд ли на это пойдёт Тегеран.