ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В связи с большим общественным резонансом преступления в станице Кущёвской всё чаще стали говорить о том, что за данными преступлениями кроется проблема "сращивания откровенных уголовников с правоохранительными органами, местными органами власти". О том, что  сегодня российская оргпреступность перешла к новой тактике - выращиванию своих милиционеров, прокуроров и судей. Их старательно продвигают, кормят и используют с очень высокой эффективностью. О том, что бороться с этим опасным явлением надо с самых высоких трибун. Однако недавно в России произошёл очень похожий случай, за тем лишь исключением, что убийцей был не член организованной преступной группировки…

Правоохранительные органы Самарской области расследуют убийство нескольких человек, совершённое в городе Сызрань. Там в горящем здании нашли тела людей с множественными ножевыми ранениями. Жертвами стали хозяйка дома, её сын и неопознанная женщина.

Инцидент произошёл на улице Загорской. "Мы с мужем смотрели телевизор. Вдруг стал сильно мигать свет, мы выглянули в окно и ахнули. Тут же побежали, а там уже весь дом в огне. Минут через пять приехали пожарные. Потушили, правда, быстро", - рассказала женщина, живущая по соседству.

Огнеборцы уточнили, что вначале площадь возгорания была небольшой. Пожар распространился на территории примерно в 15 квадратных метров. "Когда мы приехали, открытым пламенем горела только крыша, - сообщил начальник отдела государственного пожарного надзора по городским округам Сызрань и Октябрьск, а также Сызранскому и Шигонскому районам. - Это поджог, однозначно. Очаги возгорания были в двух помещениях".

А после тушения пожара были обнаружены обгоревшие трупы с множественными колото-резаными ранениями в области шеи, груди и живота.

Блюстители закона тут же возбудили уголовное дело по статье "Убийство двух и более лиц", предусматривающее максимальное наказание в виде пожизненного лишения свободы. По предварительной версии, преступление было совершено на почве неприязненных отношений. А пожар устроили для того, чтобы скрыть следы расправы.

На следующий же день после инцидента по приметам задержали подозреваемого. Им оказался 30-летний неработающий житель Оренбургской области, который к тому же уже сидел на скамье подсудимых за убийство. Как он сам рассказал, второе преступление он совершил в пылу ссоры. 

Позднее следователи прояснили картину: вечером 15 ноября 2010 года злоумышленник вместе с двумя своими знакомыми пришёл в дом, где проживали 43-летняя женщина и её 29-летний сын. В это время, помимо хозяев, в жилище также находились 31-летняя девушка и 38-летний мужчина. Все указанные лица прибывали в состоянии сильного алкогольного опьянения. В ходе визита между подозреваемым и 38-летним мужчиной произошла ссора из-за якобы похищенного тем имущества. В результате конфликта злоумышленник нанёс мужчине несколько ударов ножом в область туловища. После этого им были причинены множественные колото-резаные ножевые ранения хозяевам дома и их знакомой. От полученных телесных повреждений потерпевшие скончались. Совершив убийство трёх лиц, подозреваемый поджёг дом и вместе со своими друзьями скрылся с места происшествия. 38-летний потерпевший доставлен в больницу, где ему была оказана медицинская помощь. 

Это обычная бытовая ссора. И в отличие от истории в станице Кущёвской, такие случаи происходят в России очень часто. Достаточно включить телевизор и посмотреть программы а-ля "Чрезвычайное происшествие" или "Дежурная часть".

Создаётся ощущение, что преступность и борьба с ней существуют в России в разных измерениях. Факты зверского избиения журналиста Кашина, массовая резня в станице Кущёвской, побоище на рок-фестивале в Миассе и многие другие случаи показали, что каждый из нас в любой момент может столкнуться с проявлениями экстремизма. Бытового или любого другого. 

Как с этим бороться – скорее, риторический вопрос. Власти и сами понимают, что защитить населения от бандитов и оборотней в пагонах они не в состоянии. Наверно, поэтому в России разрабатывается закон, разрешающий гражданам носить огнестрельное оружие.  Об этом рассказал первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Ввиду того, что преступность растёт и наглеет, идею вооружить население он и сам поддерживает. Исключение предлагает сделать только для наркоманов, алкоголиков и лиц с непогашенной судимостью. В итоге, по прикидкам Торшина, захотят иметь оружие и получат на это право около 14% россиян.

Но чиновники явно не учитывают специфику российского менталитета. Последствием, вероятно, станет то, что чёрная "бытовуха" в нашем родном отечестве станет ещё беспросветнее. Теперь наряду с кухонным ножом, которым кто-то кого-то зарезал по пьяни, в милицейских протоколах будет фигурировать ещё и пистолет. Да и не обязательно по пьяни. Уровень взаимной терпимости в российском обществе пока таков, что любая перебранка в очереди за справкой в жилконторе или выяснение отношений между водителями, не поделившими ряд, может закончиться пальбой (прецеденты имеются). Добавим к этому чудовищное расслоение на имущих и неимущих, богачей и нищих - расслоение, то и дело проявляющее себя вспышками агрессии и классовой ненависти. Вооружить население - значит, в буквальном смысле насыпать пороху на раскалённую социальную почву.

Если государство не гарантирует своим гражданам безопасность и потому не прочь разрешить им вооружённую самооборону, то может ли оно гарантировать, что эти граждане не перестреляют друг друга?

С куда большим умом к проблеме подошёл писатель Даниил Корецкий. Он предложил концепцию, суть которой сводится к следующему. В последние годы принято считать, что бороться надо, в первую очередь, с наиболее тяжкими преступлениями. С убийствами, с экстремистскими выступлениями, с терроризмом. А преступления средней тяжести, малозначительные, подождут. С ними можно обходиться либеральнее. Освобождать виновных от ответственности или условно осуждать. На это направлена наша сегодняшняя политика. Вопрос: правильно ли это? Ответ: совершенно неправильно. Существуют этапы формирования личности преступника. И если первые малозначительные, административные правонарушения проходят безнаказанно и никто этому не препятствует, то совершаются более опасные... Объясняется это очень легко. Есть теория установки. Вот вы будете прыгать с парашютом. Первый раз вы прыгаете - страшно. Второй раз - уже не очень. Ну а двадцатый раз вы прыгаете, не волнуясь. Так же и здесь. Поэтому надо начинать борьбу с преступником не с кровавого убийства, а с плевка на улице, с брошенного окурка. Ты будешь знать, что тебя остановят за брошенный окурок и оштрафуют на 500 рублей. За матерщину, например, на улице сядешь на 15 суток. А за повторный подобный поступок в течение года, как это было в Указе от 1966 года "О мерах по усилению борьбы с хулиганством", была уголовная ответственность - и человек получал год тюрьмы. Хорошо это или плохо?  Это то, что тормозит развитие антиобщественных установок. Сейчас переключились на другое. Украл машину гексогена, провёл теракт, взорвал дом - вот это преступление! Все им занимаются. Да, надо ловить террористов. Но в той среде, где за плевок, за брошенный окурок штрафуют, украсть машину гексогена нельзя. И братья Толстопятовы - знаменитые "ростовские фантомасы", бандиты, которые действовали в советское время, не могли купить ни автомат, ни гранату за 150-300 рублей. Они были вынуждены на протяжении нескольких лет размещать на заводах изготовление отдельных замаскированных деталей самодельного оружия, патронов, гранат... Затратили на это два года. Почему? Негде было взять. Купить "Калашников" было невозможно!

Концепция Корецкого перекликается с теорией разбитых окон, сформулированной Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнётся мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции "приличный" городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Но что же делать обычным людям в этом случае? Куда бежать за помощью? Несмотря на страх и ужас, который вселяют бандиты, у граждан всё-таки есть ресурсы, которые помогут преодолеть страх и победить бандитов.

И прежде всего это - средства массовой информации. Ведь жуткую ситуацию в станице Кущёвской, где отморозки не один год держали жителей в страхе, мы увидели благодаря СМИ. И это доказывает, что журналист сегодня может выступить как помощник и защитник.

Что ещё могут сделать люди, оказавшись беззащитными? Ну, конечно же, объединиться. И лучшим примером в этом смысле стало то, что произошло во время летних пожаров. Тогда добровольцами был создан сайт, благодаря которому люди могли помочь друг другу. Он назывался "Карта помощи". Сайт помог понять людям, что о них кто-то заботится, их кто-то помнит. И это далеко не единственный проект, таких примеров сегодня всё больше и больше.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Смертельный отдых: "Он гнал, как сумасшедший…" 

Борьба с пробками продолжается: Собянин взялся за МКАД

Станица Кущёвская: годы бандитского гнёта

Мирей Матье: мои отношения с Россией - это страстный роман