ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В России продукты дорожают в шесть раз быстрее, чем в странах Евросоюза (ЕС), сообщил Росстат. С начала года цены на продовольствие у нас выросли на 10%, а у наших соседей - только на 1,7%. Из-за чего россиянам приходится переплачивать? Ответ на этот вопрос попытались найти аналитики консалтинговой компании "Финэкспертиза".

Прежде всего эксперты обращают внимание на то, что зависимость России от импортного продовольствия достаточно велика - от 25% до 35%, пишет Комсомольская правда. И тут выяснилась любопытная закономерность. Чем внушительнее объёмы импорта того или иного продукта, тем меньше он дорожает. К примеру, до 55% рыбы везут к нам из-за границы (причём большая её часть выловлена нашими же рыбаками, только переработана в Норвегии и в Китае). В Евросоюзе за десять месяцев нынешнего года морепродукты подорожали на 2,1%, в России - на 2,7%. А овощами Россия снабжает себя самостоятельно чуть ли не на все сто, зато ценовая картина прямо противоположная. В ЕС помидоры, морковь и картошка выросли в цене на 6,2%, а в России - аж на 44,7%!

"Три причины объясняют серьёзную разницу в стоимости отечественной и западной продукции: фантастически низкий уровень производительности труда в нашем сельском хозяйстве, недостаточная господдержка аграриев и ежегодный рост тарифов на услуги естественных монополий, - говорит гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаэлян. - Несмотря на то, что стоимость той же электроэнергии у нас пока ниже, чем в других странах, благодаря ежегодной индексации тарифов их роль в инфляции значительна".

Разумеется, в нынешнем году на стоимости овощей и фруктов сказалась засуха. Но жарким лето было и в Европе, почему же там фермеры смогли собрать урожай, а у нас только жаловались и разводили руками? "Да потому что западные аграрии пользуются оросительными системами и передовыми технологиями, а наши - главным образом надеются на дождь и на бога, - говорит Микаэлян. - Именно поэтому Россия в нынешнем году недобрала почти 40% урожая".

Тем не менее эксперты считают, что нельзя высокую инфляцию списывать только лишь на засуху. Бизнес воспользовался моментом, чтобы подзаработать. Цены на гречку к концу лета взлетели в разы. Сейчас крупы на прилавках достаточно, но цены всё равно остаются высокими.

В последние дни те же разговоры пошли и про картофель. Мол, после нового года отечественные корнеплоды закончатся (аграрии собрали на редкость неудачный урожай картошки, да и та быстро портится), придётся везти незатейливый овощ из-за рубежа, и это также скажется на ценах. На самом деле оптовые расценки на картофель в России уже обогнали мировые, а ввозные пошлины на востребованный продукт власти отменили. Так кто же всё-таки зарабатывает на удорожании картофеля? Ответ почти очевиден.

"Продукты попадают к покупателю через огромную сеть перекупщиков, - говорит Агван Микаэлян. - Вместо того чтобы поддерживать фермеров, государство губит их на корню!" В "Финэкспертизе" говорят, что основная прибавка к стоимости товаров происходит уже после отгрузки их производителями. Проще говоря, одна из главных причин высокой инфляции в России - большое количество посредников между продавцом и покупателем и непомерные наценки торговых сетей. К примеру, в 2009 году отпускные цены на мясо поднялись всего 1,5%, зато в рознице цены разогнались до 5,02%. На овощи и фрукты производители снизили стоимость на 6,4%, на рынках и в магазинах цены опустилась всего на 1,67%.

Справедливости ради скажем, что власти время от времени пытаются разрушить монополию перекупщиков. Но реальных результатов, увы, пока не видно.

За год-два проблему роста цен на продовольствие не решить. В экономике вообще не существует быстрорешаемых задач, - говорит проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. - Властям необходимо создавать условия для развития конкуренции в бизнесе. На всех этапах: от производства до торговли.

Основная нагрузка в борьбе с ценами ложится на плечи региональных властей. Дают чиновники возможность работать в регионе федеральным торговым сетям - магазины вынуждены сдерживать рост цен. Существует иллюзия, что сети пользуются своим доминирующим положением и разгоняют инфляцию. На мой взгляд, это не так. В крупных торговых сетях товары обычно обходятся дешевле, чем в одиночных магазинах.

Такая же ситуация и с переработчиками, и с производителями. Крупный бизнес должен видеть, что регионы не ограждают от конкуренции местных князьков. Если они заинтересованы в приходе новых инвесторов, оперативно решают вопросы выделения земли, согласовывают строительные проекты, всё это сказывается на конкуренции и в конечном итоге - на ценах.

В некоторых регионах руководство уже поняло свою задачу. В 2000-е годы был достаточно существенный приток капитала в сельское хозяйство. Крупные бизнес-структуры вкладывали деньги в село. И регионам нужно и дальше улучшать инвестиционный климат.

Cледующую сводку ЦЕНЫ 2010 читайте завтра, 29 ноября 2010 года, в 9.00.

Читайте также:

ЦЕНЫ 2010: цены на картофель вырастут до 60 руб. за килограмм

ФИНАНСОВАЯ СВОДКА на 13.00: процентные ставки ЦБР не изменились

ВОЕННАЯ СВОДКА на 17.00: на улицах Рио-де-Жанейро идёт война

НОВИНКИ ТЕХНОЛОГИЙ: в Москве вручили "Премии Рунета-2010"