ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Развалившийся на куски Ту-154, двое погибших, около 90 пострадавших - таковы последствия субботнего ЧП с авиалайнером "Авиалиний Дагестана" в Домодедово. Мастерство экипажа и чудо уберегли Россию от очередной страшной авиационной катастрофы.      

В субботу, 4 декабря 2010 г. в 14.06 мск, самолёт авиакомпании South East Airlines (бывшие "Авиалинии Дагестана) вылетел из аэропорта Внуково по маршруту Москва-Махачкала, имея на борту (по данным МЧС) 169 человек (в том числе 9 членов экипажа). Через 20 минут после взлёта, на удалении 80 км от аэропорта "Домодедово" на высоте 9100 м, у авиалайнера отказали один за другим все три двигателя, генератор и система навигации. Практически вслепую, с полными баками горючего, ориентируясь по подсказкам диспетчеров с земли, экипаж пошёл на экстренную жёсткую посадку в Домодедово. Не видя из-за плохой видимости огней ВВП, пилоты смогли посадить самолёт у правой зоны безопасности полосы. Сильно ударившись о землю лайнер на большой скорости "переехал" левую полосу безопасности и налетел на небольшой холм, после чего развалился на части, остановившись буквально в 10 м от бетонного забора. "Там месиво, как будто кто-то ногой на самолёт наступил", - сказал журналистам гендиректор авиакомпании Мирза Омариев. Пилоты в Домодедово называли произошедшее чудом. Ведь если бы машина продолжила двигаться и врезалась в ограждение, то, скорее всего, взорвались бы полные топливные баки. У всех находившихся на борту не было бы в таком случае шансов на спасения.         

Следователи СК РФ уже возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена) и приступили к выяснению причин аварийной посадки самолёта. По сведениям анонимных источников, следствие рассматривает три основных версии: ошибка экипажа, техническая неисправность самолёта перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полёта. Впрочем, как отмечают эксперты, данный перечень является стандартным -именно такой оглашают обычно после любого авиапроисшествия.

К слову сказать, в первые часы после ЧП наиболее активно циркулировали слухи о неправильных действиях экипажа - пилоты, якобы, забыли включить насос подкачки топлива. Однако это выглядело достаточно странным, поскольку, по данным Росавиации, самолёт пилотировал опытный экипаж. Как отметил в беседе с журналистами представитель лётного ведомства: "Командир воздушного судна Ту-154 Закартаев Закарта Магомедович (1950 г. рождения) имеет общий налёт 17,5 тыс. часов (на Ту-154 - 10 тыс. часов, из них 8,5 тыс. часов в качестве КВС). Второй пилот Шамалов Магомед Багавутдинович окончил Калужское авиационное лётно-техническое училище. Общий налёт - 3,47 тыс. часов (из них - 1,5 тыс. часов на Ту-154). Что же касается технического состояния Ту-154 с регистрационным номером RA-85744, серийным номером 92А927, то стало известно, что он был выпущен в 1992 г. В 2009 г. лайнер прошёл капитальный ремонт и налетал после него 1,8 тыс. часов. По информации гендиректора "Авиалиний Дагестана", у двигателей лайнера не было выработано 70% ресурса. А три недели тому назад этот борт был зафрахтован для доставки бельгийской футбольной сборной в Воронеж на товарищеский матч с российской сборной.    

Вчера днём в махачкалинском аэропорту "Уйташ" приземлился самолёт, доставивший из Москвы 41 пассажира с разбившегося в Домодедово Ту-154. Несколько раньше туда же спецрейсом доставили тела погибших: 81-летней Розы Гаджиевой – матери судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева, и брата президента Дагестана Гаджимурада Магомедова. Лайнер встречал президент республики Магомедсалам Магомедов.

Вечером, в связи с наступлением тёмного времени суток, были приостановлены следственные действия на месте падения лайнера "Авиалиний Дагестана". И.о. первого заместителя руководителя московского межрегионального следственного управления на транспорте (ММСУ Т) СК РФ Роман Воронин заявил, в этой связи, журналистам: "В понедельник утром они будут продолжены. Пока третий чёрный ящик - речевой самописец, регистрирующий переговоры экипажа - не изъят. Продолжается также работа по составлению кроков - схемы расположения обломков на земле". Источник в правоохранительных органах сообщил журналистам, что пока не планируется куда-либо перемещать обломки самолёта: "Обломки самолёта могут быть убраны с места аварии не менее чем через двое-трое суток". Информированный источник в авиационных кругах на условиях анонимности прокомментировал вчера вечером в СМИ ход расследования: "Расследование находится в самом начале пути. Выдвигать версии рано".

Минздравсоцразвития  РФ сообщило вчера, что по состоянию на 5 декабря, в стационарах Москвы и Подмосковья находились 54 пострадавших в аварии Ту-154. Из них в крайне тяжёлом состоянии нет никого; в тяжёлом - 5 человек; в состоянии средней тяжести - 34 человека, в удовлетворительном состоянии - 15. В состоянии 33 человек вчера наблюдалась положительная динамика.

Более подробную информацию о состоянии здоровья и самочувствии пострадавших в ЧП с Ту-154, местах их размещения можно узнать по телефонам "горячей линии":

+7 (495) 363-6101 ("Горячая линия" в аэропорту Домодедово)

+7 (495) 644-4066 (Штаб)

+7 (495) 626-3707 (Центр экстренной психологической помощи МЧС России).

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Ту-154 аварийно приземлился в "Домодедово" с отказавшими двигателями

МЧС: 2 человека погибли, 40 - травмированы при жёсткой посадке Ту-154

В аварии Ту-154 погиб брат президента Дагестана

Основная версия аварии Ту-154 - ошибка экипажа

Пятеро тяжелораненых в катастрофе Ту-154 остаются в больницах

Комиссия МАК изучает "чёрные ящики" Ту-154