ОРЕАНДА-НОВОСТИ. За период 2005-2009 гг. Россия поставила на экспорт 202 новых истребителя на сумму 7,7 млрд долларов. С этим показателем Россия уверенно занимает второе место в данном сегменте.

США за этот же период поставили на мировой рынок 314 истребителей на сумму 20,3 млрд долларов. Общий объём поставок новых многофункциональных истребителей на мировой рынок в 2005-2009 гг. составил 637 машин на сумму около 35 млрд долларов, пишет Центр анализа мировой торговли оружием.

В расчёт включены экспортные поставки новых истребителей и лицензионные программы. Не учитываются поставки истребителей из состава ВС стран-экспортёров и экспортные программы по модернизации. Поставки по внутренним заказам также не учитываются.

В опубликованном на днях отчёте СИПРИ объём продаж российских истребителей в 2005-2009 гг. оценивается в 219 единиц. По США СИПРИ даёт по периоду 2005-2009 объём поставок 341 единиц. Обе оценки, по мнению ЦАМТО, являются завышенными, если СИПРИ учитывает только новые машины, и заниженными, если в расчёте учитываются также поставки подержанных истребителей из состава ВС США и России.

Лидерами по поставкам боевых самолётов являются США и Россия, а импортёрами – Индия, ОАЭ и Израиль. Нестабильность в регионах заставляет покупателей забывать про цены на истребители, которые начинаются от 40 млн долларов.

Самым востребованным видом оружия в мире являются истребители. На мировом рынке военной техники на боевые самолёты приходится около трети продаж. Так, в период с 2005-го по 2009 год доля продаж истребителей составила порядка 27% от общего объёма оборота оружия в мире. Причём с учётом экспорта сопутствующего вооружения и оборудования – ракет, бомб, двигателей – доля продаж достигает 33% всех военных заказов в мире.

Экспорт истребителей становится важной экономической составляющей. Продажа самолётов за рубеж позволяет компенсировать огромные затраты на разработку современных боевых самолётов. Так, только восемь стран способны самостоятельно разрабатывать и выпускать боевые самолёты, среди которых Россия, США, Франция, Индия, Китай, Швеция, Япония и Великобритания. Кроме того, Германия, Италия, Испания и Великобритания производят самолёты совместно.