ОРЕАНДА-НОВОСТИ. За период 2000-2009 гг. Россия поставила на экспорт 479 новых истребителей. Доля России на мировом рынке новых многофункциональных истребителей составила 40,2% в 2000-2004 гг. (поставлено 274 единиц) и 30,7% в 2005-2009 гг. (205 едиинц).

Если рынок оценивать в стоимостном выражении, доля России будет существенно ниже за счёт высокой стоимости машин западного производства. В целом за период 2000-2009 гг. Россия поставила на экспорт 479 новых истребителей. Несмотря на некоторое снижение поставок во второй 5-летний период, за счёт расширения географии экспорта России удалось компенсировать потери, связанные с отсутствием заказов со стороны Китая, который вплоть до 2005 года являлся крупнейшим импортёром российских истребителей, пишет Центр анализа мировой торгвли оружием.

Первое место в обоих 5-летних периодах занимают США, соответственно 310 единиц и 323 единицы (всего 633 машины). На третье место по количеству поставленных истребителей вышел Китай. Четвёртое место в рейтинге ЦАМТО занимает Франция. Великобритания занимает пятое место. На счёт Великобритании (компания "БАе системз) отнесены экспортные поставки истребителей EF-2000 "Тайфун" Австрии и Саудовской Аравии как головному исполнителю этих контрактов в составе концерна "Еврофайтер" (при подсчёте поставок по отдельным фирмам эти заказы отнесены на счёт концерна "Еврофайтер").

Швеция с поставкой 39 истребителей в 2005-2009 гг. занимает шестое место. Этот перечень исчерпывает поставщиков новых многофункциональных истребителей на мировой рынок. Общий объём мирового экспорта новых истребителей в 2000-2004 гг. составил 682 единицы, в 2005-2009 гг. – 667 едиинц (всего 1349 едиинцы в 2000-2009 гг.).

По методике ЦАМТО в категорию "новые" включены поставки новых истребителей, лицензионные программы, а также поставки самолётов из состава ВС стран-экспортёров, модернизированных до уровня практически новых истребителей четвёртого поколения с продленным сроком эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового самолёта того же типа на тот же период времени.

Поставки подержанных истребителей при проведении ограниченного ремонта и мелкой модернизации, цена которых на момент поставки составляет менее 50% от стоимости нового самолёта того же типа на тот же период времени, рассматриваются отдельно и включены в категорию "экспорт бывших в употреблении машин из состава ВС стран-экспортёров".