ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  18 и 19 марта 2011 года в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича выступит Московский Государственный Академический Симфонический оркестр под управлением Павла КОГАНА.

18 марта в программе концерта: Первое исполнение в Петербурге симфонии "Песнь восхождения" для хора и оркестра Владыки ИЛАРИОНА, Рапсодия на тему Паганини РАХМАНИНОВА и "Картинки с выставки" МУСОРГСКОГО (оркестровка М.Равеля), солист - Станислав ЮДЕНИЧ.

19 марта прозвучат "Славянские танцы" ДВОРЖАКА и "Венгерские танцы" БРАМСА.

Симфония "Песнь восхождения" была написана архиепископом Иларионом (Алфеевым) в августе 2008 года во время краткосрочного отпуска в Финляндии. В основу либретто лёг текст семи псалмов из заключительных разделов Псалтири. Два из этих псалмов имеют в Библии подзаголовок "Песнь восхождения", что и дало название всему произведению. Псалмы царя Давида на протяжении веков служили источником вдохновения для композиторов и певцов. Сам Давид, согласно Библии, исполнял их в сопровождении гуслей. В древнееврейском литургическом обиходе псалмы исполнялись хором или солистами в сопровождении различных инструментов - струнных, духовых и ударных.

Некоторые из музыкальных инструментов упоминаются в текстах псалмов или в их надписаниях. Тексты псалмов обладают чрезвычайным богатством содержания и выражают различные эмоциональные и духовные переживания: скорбь и покаяние, умиление и сокрушение сердца, радость и ликование. В этом смысле о Псалтири говорится как об универсальном сборнике молитв, в котором все основные состояния человеческой души переплавляются в молитвенные воздыхания, обращённые к Богу. Многие композиторы XVIII-XX веков обращались к тексту псалмов. Среди наиболее известных произведений XX века на слова Псалтири можно упомянуть "Симфонию псалмов" Стравинского и ораторию "Чичестерские псалмы" Бернстайна. Новая симфония архиепископа Илариона, относящаяся уже к XXI веку, продолжает эту традицию.

Симфония состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свою драматургию. Общая драматургия симфонии - восхождение из глубин отчаяния к высотам молитвенного ликования и восторженной хвалы Богу.


Митрополит Иларион родился в 1966 году. Учился в Московской специальной музыкальной школе им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. Чайковского, Московской духовной семинарии и академии, Оксфордском университете. Имеет учёные степени доктора богословия и доктора философии. С 1987 года - священнослужитель Русской Православной Церкви, с 2002 - епископ, с 2009 - архиепископ, постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Автор более 700 публикаций, в том числе 20 книг по богословской, философской, церковно-исторической, музыковедческой, искусствоведческой и церковно-общественной проблематике. Автор музыкальных произведений, среди которых две "Божественных литургии" для смешанного хора, "Всенощное бдение" для солистов и смешанного хора, "Страсти по Матфею" для солистов, хора и струнного оркестра, "Мементо" для симфонического оркестра, "Рождественская оратория" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Имя Павла Когана овеяно легендой, берущей своё начало в семье его родителей, скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс. Свою карьеру Павел Коган начинал как скрипач, выиграв в 18-летнем возрасте Международный конкурс скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. Однако молодой тогда ещё музыкант избрал своим основным занятием дирижирование, и очень скоро стал активно концертировать с лучшими оркестрами мира в качестве дирижёра. За пульт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Павел Коган стал впервые в 1974 году, и с тех пор он регулярно выступает в Петербурге. С 1989 года Павел Коган возглавляет Московский государственный академический симфонический оркестр, таким образом, более 20 лет жизнь и работа этого музыканта связана с МГАСО. Одновременно с этим с 1998 по 2005 год Павел Коган работал в качестве главного приглашённого дирижёра Симфонического оркестра штата Юта в городе Солт-Лейк Сити (США).

Уроженец Ташкента, 40-летний Станислав Юденич известен любителям фортепианной музыки своими победами на крупнейших международных конкурсах, а также неизменно блестящими выступлениями, в том числе, и в Санкт-Петербурге. Получив профессиональное образование в Москве и Мадриде, в классе Дмитрия Башкирова, пианист совершенствовал своё мастерство у легендарных музыкантов Леона Флейшера, Мюррея Перрайя, Розалин Тюрек и др. Сегодня музыкант постоянно живёт и работает в США, в штате Канзас, где, помимо активной концертной деятельности, он основал Центр музыки и детскую консерваторию недалеко от Канзас Сити.

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.