ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Боевая операция против режима Муамара Каддафи, получившая название "Рассвет Одиссея", набирает обороты. В воскресенье войска коалиции продолжили обстрел военных объектов Ливии и установили морскую блокаду страны. Тем временем сам Муамар Каддафи заявил об открытии правительственных складов с оружием и готовности нанести удары по вражеским позициям в районе Средиземного моря.

Вторжение

Первыми удары по ливийской территории нанесла Франция. Эскадрилья из двух пар "Миражей" и "Рафалей", сопровождаемая самолётом электронной разведки "Авакс", подбила несколько танков и бронемашин в районе города Бенгази, форпоста оппозиции. Это произошло 19 марта примерно в 19.45 по московскому времени. Вслед за французами свою авиацию подняли итальянцы и британцы, а довершили дело американские бомбардировщики-невидимки "Би-2 Стэлс", сбросившие на одну из военных баз четыре десятка снарядов.

Военная операция в Ливии пройдёт в три этапа. На первом этапе нападению подверглись объекты ПВО Ливии, места базирования военных самолётов, а также скопления правительственных войск вблизи от опорных пунктов повстанцев. В Триполи удар был нанесён по штабу ливийских ВВС на базе "Матейга" на западе столицы, а в городе Мисрате разбомблена академия ВВС.  Помимо авиаударов по объектам ПВО целью второго этапа станут две военно-воздушные базы и резиденция Муамара Каддафи в Триполи. На заключительном, третьем этапе коалиция планирует нанести боевые удары по вооружённым силам страны. 

Коалиция направила к берегам Ливии больше десятка ракетоносцев. В небе над Средиземным морем летают "Миражи", "Рафали", "Тайфуны", "Торнадо" и Ф-16. Всего по военным объектам в Ливии уже выпустили больше 120 ракет "Томагавк". По подсчётам американских СМИ, за первые несколько часов военной операции союзники потратили на "Томагавки" около 75 млн долларов. Военные в один голос заверяют: режим Каддафи остался без противоракетной обороны и поддержки с воздуха. Сейчас коалиции важно пресечь все попытки поставок оружия в Ливию и устроить морскую блокаду. Тогда Каддафи не сможет использовать свои военные корабли против прибрежных городов, находящихся под контролем повстанцев.

По данным государственного телевидения Ливии, жертвами авиаударов сил коалиции стали уже более 60 человек. На похороны в Триполи пришли тысячи человек. Все они сторонники Каддафи. Проводя подсчёт раненых, власти Ливии параллельно готовят свой ответ на действия войск коалиции. В телеобращении к нации Муамар Каддафи отдал приказ об открытии правительственных складов с оружием и боеприпасами и свободной раздаче их мирному населению. По его словам, это позволит гражданам страны защитить "её единство, суверенитет и могущество" от "сионистской агрессии" и "колониальной агрессии крестоносцев". Кроме того, ливийский лидер призвал на помощь дружественные страны арабского мира, Африки, Азии и Латинской Америки.

С технической точки зрения армии Каддафи трудно что-то противопоставить войскам коалиции, привлечённым к операции в Ливии. Дело не в отсутствии средств ПВО, самолётов или танков. Они у ливийского лидера есть, причём в немалом количестве. По некоторым данным, вооружённые силы африканского государства обладают почти тремя сотнями самолётов, вертолётов и большим арсеналом зенитно-ракетных комплексов.

Но речь идёт, как правило, об оружии ещё советского производства, которое давно нуждается в списании либо в модернизации и годится разве что для подавления повстанцев. Скажем, лётчики Каддафи до сих пор эксплуатируют наши истребители МиГ-21 и истребители-бомбардировщики Су-17, давно исчезнувшие из Российской армии. Это же касается закупленных много лет назад комплексов ПВО С-75 и С-125. Примерно такую же технику в своё время пытались использовать против американских воздушных атак югославские военные. Результат оказался малоэффективным. В отношении ливийцев эксперты тоже строят неутешительные прогнозы. Пожалуй, единственным веским аргументом в борьбе с чужими самолётами для Каддафи могли бы стать комплексы С-200. Однако вчера появились сообщения, что их позиции были уничтожены в первую очередь.

На самом деле ливийской армии трудно воевать против высокоточного оружия американцев и англичан. Главные удары по позициям правительственных войск они наносят не с воздуха, а с расположенных в Средиземном море кораблей и подлодок. Крылатые ракеты "Томагавк" вообще не поддаются уничтожению старенькими средствами ПВО. Перевооружить свою армию чем-то более новым Каддафи не успел, хотя вёл переговоры о приобретении в России зенитно-ракетных систем С-300ПМУ2, "Тор-М1", "Бук-М1-2" и самолётов Су-30МК2, МиГ-29СМТ. Это значит, что результат военной операции известен заранее. Разговор может идти только о длительности боёв и тактике коалиции.

Трудно верится, что, стягивая в ливийским берегам такое количество войск и боевой техники, западные лидеры удовольствуются официально заявленной целью - заставить Каддафи прекратить удары по повстанцам, которых в США и Европе упорно отождествляют с мирным населением. Абсолютно ясно, что главная мишень - это сам ливийский лидер. Точнее, желание убрать его с поста главы африканского государства. Ведь в противном случае одним из возможных итогов военной кампании может стать поражение сил полковника Каддафи и их уход из городов, контролируемых повстанцами, что приведёт к сложной патовой ситуации. Находясь под дамокловым мечом военно-воздушной мощи коалиции, полковник Каддафи не сможет проводить военные операции. Однако повстанцы также не имеют достаточно сил, чтобы вырвать из его рук власть в западной части Ливии. Это не совсем тот итог, который хотели бы видеть Вашингтон, Лондон или Париж. В каждой из этих столиц руководители настаивали на том, что полковник Каддафи должен уйти.

История вопроса

То ли по случайному совпадению, то ли нарочно нынешняя операция в Ливии началась аккурат в годовщину войны в Ираке. На сей раз статус врага международной коалиции вместо покойного Саддама Хусейна занял Муаммар Каддафи.

У западных стран есть много причин не любить нынешний режим Каддафи. Именно Ливия с 1970-х гг. стала оплотом мирового терроризма, который спонсировался местными властями. Именно тогда цены на нефть пошли вверх, и по иронии судьбы, деньги на свои операции Муамар Каддафи брал на западе.

Крупнейшие акции, организованные Каддафи наводили ужас на цивилизованый мир, который не мог ничего противопоставить этой угрозе. В 1986 г.  ливийскими спецслужбами был организован взрыв на крупной дискотеке в Западном Берлине - 250 человек погибло или тяжело ранено. В ответ на это авиация США нанесла бомбовые удары по столице Ливии, Триполи. Под бомбами погибло 40 мирных жителей, включая приёмную дочь Каддафи.

Однако разговаривать с террористами на их языке западному миру не удалось. После бомбардировки Триполи, ливийцы взорвали в небе над Великобританией американский пассажирский Боинг. 259 человек погибло в самолёте и ещё 11 - на земле. США заявляли, что у них доказательства, что приказ об этом отдал лично Каддафи. Чуть позже был взорван французский лайнер, 170 человек погибли.

После этого западный мир перестал отвечать террором на террор. Вместе с тем, в конце 1980-х гг. цены на нефть - основной источник зароботка Ливии пошли вниз, и активность режима Каддафи стала сокращаться. Центр мирового терроризма переместился в Афганистан.

Ловушка для коалиции

Причины вторжения коалиции в Ливию пока толком не ясны. А утверждения президента Обамы, будто события в этой стране представляют "необычную и серьёзную" угрозу для безопасности Америки и её интересов, кроме как абсурдными назвать нельзя. Реальность такова, что трудно найти ситуацию, которая является менее актуальной для подлинных интересов Америки. Ливия - маленькая страна, оказывающая слабое политическое или стратегическое воздействие за её пределами. И Каддафи, несмотря на его многочисленные одиозные качества, уже давно отказался от участия как в террористических авантюрах, так и от своей незрелой ядерной программы. Хотя страна относится к числу средних по уровню нефтедобычи, нестабильность в ней оказала скромное влияние на мировые рынки нефти. Не существует ни стратегического, ни экономического обоснования для возглавляемого США военного крестового похода.

Да и сама Ливия может стать ловушкой для коалиции, как Ирак или Афганистан. Приверженцы осторожной политики предупреждают, что даже введение зоны запрета для полётов, не говоря уже о более жёстком и весьма вероятном варианте ударов с воздуха по военным целям Ливии, может привести к более обширной и длительной кампании. А ведь Соединённые Штаты и так уже несут на своих плечах чрезмерное бремя и в военном, и в финансовом отношениях в таких местах, как Ирак и Афганистан. Нация с дефицитом текущего федерального бюджета в 1,5 трлн долларов не должна искать новые способы тратить деньги, особенно на ещё одну ненужную "войну выбора". Для примера: цена одной ракеты типа Томагавк - почти 1 млн долларов. А только в первый день операции корабли ВМС США выпустили их больше 100.

Но существуют также менее очевидные ловушки для Соединённых Штатов и их союзников в вопросе вмешательства в ливийские дела. Одна из них заключается в том, что даже благонамеренное вмешательство от имени мятежников может вызвать подозрения в этой стране и в большей части мусульманского мира, что Вашингтон пытается прибрать к рукам ливийское восстание в своих интересах. Учитывая печальную репутацию Америки среди мусульманского населения, такие обвинения неизбежны и вполне вероятно, что в них будут верить. Хотя поддержка Лиги арабских государств по вопросу введения зоны запрета для полётов может незначительно смягчить эти подозрения, она не исключает их окончательно. Действительно, "арабская улица" склонна считать многие из режимов, представленных в Лиге арабских государств, не более чем марионетками Вашингтона. После начала интервенции недолго придётся ждать обвинений в адрес американского империализма и европейского неоколониализма.

Иногда самый сложный для мировой политики вопрос звучит так: "И что же дальше?" История изобилует примерами выигранных войн, которые оказались проигрышем для последующего мира. И есть ли ответ на этот вопрос у коалиции, пока неясно.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Каддафи готов праздновать победу

Эмбарго для Каддафи: хотели как лучше?

Ливия вышла из-под контроля